Марксистская концепция культуры

Данная концепция основана К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке в рамках рационалистических теорий культуры, посвящена созданию системы научного знания о человеке и его мире. Основывается на трех методологических принципах:

- материализма, т. е. признание существования объективного мира предметов, имеющих субъектный источник происхождения – созданные человеком артефакты. Мир артефактов имеет чувственно-сверхчувственное содержание, в силу того, что в них наличествует человеческий смысл;

- деятельности, так как мир культуры рождается в труде, особый общественный характер которого построен на том, что результаты деятельности одних субъектов становятся предпосылками для деятельности других. Это превращает предмет в посредника между людьми, носителя общественных отношений. Предметное богатство культуры – внешняя форма, а содержанием является развитие отношений, сил, способностей и потребностей человека как общественного существа;

- историзма, поскольку «культуры вообще» не существует, но выработать общее представление о ней возможно, предположив, что ее всеобщее содержание конкретно. Культура обнаруживается не на начальных, а на более развитых ступенях существования, когда ее зачатки, предпосылки становятся всеобщими условиями человеческой жизни.

6. «Философия жизни» Ф. Ницше

Своеобразное философствование немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Рациональность и интеллектуальные построения являются перспективой воли, направленной на расширение своего могущества и власти. Категории, суждения, методы познания имеют цель сохранить и реабилитировать определенные формы жизни. Выполняя охранительные функции, язык культуры искажает подлинную жизнь. Искажение проходит несколько этапов. От первоначальных образов, мифов, метафор человек переходит к их системе понятий, теряя связь с жизнью.

С этими философско-гносеологическими положениями связан его анализ истории европейской культуры («Рождение трагедии из духа музыки»,1872). Ницше формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию аполлонийского и дионисийского начал. Она разворачивается как возникновение, борьба и примирение между двумя пониманиями мира, появляющимися из хаоса жизни. Античная культурная традиция заменяет трагическое дионисийско-аполлонийское чувствование мира европейской диалектикой идей.

Главный смысл диалектики - абсолютное упорядочение мира по своим собственным европейским законам. В этом же русле, по мнению Ницше, действует и христианская религия, скрывающая за фикциями неба и Бога подлинные истоки бытия человека. В рамках новоевропейской культуры этот ряд подменен, продолжен наукой, основанной, в свою очередь, на фикциях интеллекта, закона, научной истины и т. п. Вслед за романтиками Ницше подчеркивает некоторую позитивную роль искусства как вида иллюзии, более непосредственным связанный с «жизнью».

Ницше для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого пантеона, выделяя два начала бытия: «аполлоническое» и «дионисическое». Боги Аполлон и Дионис – противоположные символические типы, символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон – это небесное существо, источник света, носитель божественного откровения. Дионис - земное существо, бог плодородия, веселья, радости и буйства, покровитель земледелия, виноградной лозы и виноделия.

Аполлон – выражение покоя и порядка, воплощение индивидуализма, Дионис – выражение избытка, нарушение всякой меры, безмерное буйство. Сущностной их характеристикой является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Ницше обозначил и два противоположных начала в художественном творчестве: пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим). «Аполлонический» образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах, а «дионисический» образ порождается демоническими силами, подобен образам, вызванным состоянием опьянения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.