Разработка стратегий

Стратегические цели в области ОИ являются исходным пунк­том для развития конкретных стратегий в этой области, показы­вающих путь к достижению поставленных целей в виде отдель­ных шагов, и тем самым сводят процесс СПИС к планированию конкретных мероприятий.

Стратегия в области архитектуры приложений. Под архитек­турой приложений в рамках СПИС понимаются концептуальные общие рамки, которые оба аспекта - данные и приложения - объе­диняют в единое динамичное целое. Стратегия в области архи­тектуры приложений является важнейшей в рамках СПИС, по­этому она определяет последующие частные стратегии ИС (ре­сурсы, организация и руководство).

В литературе по этому вопросу обычно предлагается разра­ботать концептуальную модель данных для всей организации в целом и положить ее в основу планирования приложений. Пред­ставляется, что этот подход имеет смысл, потому что применяе­мые в организации структуры данных в течение некоторого вре­мени остаются стабильными (в противоположность технологи­ческим процессам, оперирующим данными).

Разработка единого для всего предприятия базиса данных. На практике весьма редко встречаются ситуации (например, при ос­новании нового предприятия), когда концептуальная модель и структура данных должны создаваться заново. В большинстве же случаев уже принятые в области ИС стратегии требуют дополне­ния и/или консолидации существующих структур данных. Это означает, прежде всего, необходимость охватить на концептуаль­ном уровне в едином базисе данные, распределенные в различ­ных запоминающих средах, расположенные иногда в несовмес­тимых форматах или неэффективно распределенные данные.

Затем приходится принимать ряд решений, которые устанав­ливали бы логическое и физическое представление базиса дан­ных, а также обеспечивали бы доступ к ним. Эти решения охва­тывают выбор рекомендуемых к использованию СУБД, физичес­кое распределение данных, определение позиций (точек зрения) пользователей, установление прав (приоритетов) доступа к дан­ным, прием обращений со стороны внешних банков данных и служб, а также мероприятия по сохранению и защите данных.

Формирование спектра приложений. Здесь имеется в виду весь функциональный спектр существующих областей приложения, а также новых областей применения для ИС и ИТ. Расширять или корректировать необходимо те приложения, которые устарели, например, в отношении или объема, или вида использования, или предполагаемых мест контакта с другими программами.

Существуют, следовательно, два различных взгляда на пла­нирование приложений: с одной стороны, рассматривается спектр производственных задач как нечто данное, которое должно быть оптимально поддержано; с другой стороны, учитываются новые технологические возможности ИС, которые и реализуются в при­ложениях. Во втором случае может отчетливо проявиться воз­действие СПИС на планирование всего предприятия.

Для определения плана приложений необходимо привлекать такие критерии, как непосредственная необходимость развития ИС (на основании правовых или других важных предписаний, технических потребностей и т.п.), возможное снижение затрат, повышение производительности и/или реализация преимуществ предприятия в соревновании с конкурентами, а также вероятность успешного завершения того или иного проекта развития.

Стратегия в области ресурсов. Стратегические решения по ис­пользованию ресурсов ИС, как правило, складываются из уже существующих стратегий по принятой архитектуре того или ино­го приложения.

Персонал сферы ОИ, Здесь должны быть определены число, квалификация и затраты на работников сферы ОИ, основные принципы их содержания, т.е. оплата их труда, требуемые квали­фикация и образование, а также порядок организации труда ра­ботников сферы ОИ и привлечения работников или консультан­тов со стороны.

Информационные технологии. В рамках условий, которые ка­саются ИТ, планируемых в будущем к применению, должны быть определены принципиальные позиции в отношении каждой под­лежащей применению ИТ по таким вопросам, как, например:

· политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и про­граммные средства;

· собственные разработки в качестве основы развития или при­влечение сторонних разработок.

Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т.е. принятие решений по вопросам:

· выбора необходимых технических, программных, методиче­ских и организационных компонентов (вид, число, упорядо­чение, взаимодействие, затраты);

· распределения по предприятию (централизация/децентрали­зация) и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств.

Бюджет сферы ОИ. Объем бюджета сферы ОИ в большин­стве организаций бывает, задан заранее. Однако внутреннее рас­пределение бюджетных средств в сфере ОИ практически всегда является в значительной мере свободным. В нормальном случае результаты стратегического планирования бюджета отражают­ся в мероприятиях, запланированных в рамках принятой архи­тектуры применения ИС. Конечным продуктом бюджетного пла­нирования на предприятии является возможно более детальный обзор затрат для областей развития и обслуживания, эксплуата­ции или использования ИС и персонала сферы ОИ.

Стратегия в вопросах организации и управления. В рамках построения обшей стратегии для ИС необходимо принять также целый ряд решений, касающихся организации сферы ОИ и руко­водства этой сферой. При этом необходимо учитывать и изменя­ющиеся требования при использовании новых методов ОИ, и но­вые подходы в организации ИС и ИТ. Отдельные организацион­ные аспекты уже отмечены выше и далее будут рассмотрены ради полноты картины.

Организация и функционирование ИС. Первоочередной орга­низационной задачей обычно является определение того, что именно в будущем должно рассматриваться как услуги ИС. В за­висимости от варианта решения этой задачи, смотря по обстоя­тельствам, могут потребоваться изменения не только внутри орга­низации структуры и функционирования подразделений ОИ, но также и в области организации работы с пользователями или с другими службами и отделениями. Особенно важно определить стратегии или стратегические направления, охватывающие сле­дующие области:

· организационное расчленение сферы ОИ (планирование, раз­витие и использование ИС, а также обслуживание пользова­телей);

· планирование и администрирование данных, используемых в ИС (подходы, методы и инструменты);

· применение ИТ (подходы, методы и инструменты для анали­за, дизайна, программирования, испытания и обслуживания);

· обучение и повышение квалификации работников сферы ОИ как на предприятии, так и с использованием внешних возмож­ностей;

· распределение ресурсов и затрат по областям применения ИС;

· приобретение, внедрение и обслуживание технических и про­граммных средств (например, определенные стратегические продукты, единые для всего предприятия инструменты); регулирование сотрудничества с пользователями (связи с пользователями, поручения по развитию сферы услуг, обслу­живание пользователей и их обучение, вид и объем сервис­ных услуг);

· кратко-, средне- и долгосрочное планирование ИС, а также планирование и контроль утвержденных проектов;

· документация на внедренные приложения, технические, про­граммные и оргсредства, а также документация на приобре­тенные информационные продукты и проекты собственного изготовления;

· сохранность и защищенность.

Концепция руководства. Стиль руководства ИС, прежде всего задачи планирования, естественно, является предметом страте­гического рассмотрения.

Контроль и ревизия ИС и исчисление затрат. Эта сфера пла­нирования охватывает вопросы установления инструментов кон­троля эффективности производственной системы ОИ. Для изме­рения этого показателя можно выделить два принципиально раз­ных подхода. Один - определение удовлетворенности пользова­телей, это, конечно, необъективная мера, но очень широко при­нята в США; другой - использование объективных количествен­ных характеристик электронных систем ОИ для определения про­изводственных и, прежде всего экономических характеристик систем ОИ (принят в ФРГ).

Далее должны быть разъяснены вид, объем и интервалы ре­визии ИС как вида деятельности в рамках стратегических реше­ний. Поскольку способ исчисления затрат имеет большое зна­чение при оценке эффективности ОИ, то важно установить на достаточно продолжительное время стимулирующий производи­тельность ИС способ распределения расходов.