Музыка XVI века в Англии.

Музыкальное искусство Англии в эпоху Возрождения развивалось в тесной связи с Реформацией и распространении протестантизма. Во многом это способствовало распространению светского музицирования. Открылись музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. В дворянских салонах большой популярностью стали пользоваться клавишные инструменты: вёрджинел (вид клавесина), портативный (малый) орган и др[61].

Наиболее ярким представителем музыкальной культуры английского Возрождения был Уильям Бёрд. Бёрд – основоположник английского мадригала. Его произведения отличаются простотой (он избегал сложных полифонических приёмов), оригинальностью формы, которая следует за текстом, и гармонической свободой. Он широко использовал национальную английскую мелодику и развивает английские традиции в сфере многоголосия с её тенденцией к аккордово-гармоническому складу. Все музыкальные средства призваны утверждать красоту и радость жизни в противоположность средневековой строгости и сдержанности.

В жанре мадригала у Бёрда были талантливые последователи. Самым знаменитым учеником Бёрда был Томас Морли – композитор, органист, издатель, теоретик. Свое наиболее известное произведение – трактат «Простое и легкое введение в практическую музыку», опубликованный в 1597 году, он посвятил своему учителю. Для мадригалов Морли характерен юмористические и шутливые образы, а также «тонико-доминантовые» проследования созвучий.

Выдающимся мастером английского Возрождения стал также Джон Доуленд. Доуленд – автор многочисленных сочинений для лютни (фантазий, паван, гальярд и других танцевальных и характеристических пьес), а также для ансамбля виол. Однако наибольший интерес представляют его песни для голоса в сопровождении лютни (свыше 80, большинство опубликовано в Лондоне в собраниях 1597, 1600, 1603 и 1612-го гг.). Большинство сочинений Доуленда выдержано в скорбно-лирических тонах. Показательно, что тема страдания и слез в разных вариантах нередко фигурирует в названиях многих произведений Доуленда («Лейтесь, слезы», «Когда потоки слез», «Я видел, как моя любимая плакала» и др). В его вокальной музыке гомофонно-гармонический склад утверждается на пять лет раньше собрания «Новой музыки» Д. Каччини.

К сожалению, период музыкального Ренассанса в Англии был очень недолгим. В XVII в. широкое распростанение получает радикальная форма протестантизма пуритантизм. Пуритане считали развитое многоголосие и всю светскую музыку порождением дьявола. В этой связи закрылись театры, уничтожались инструменты и ноты. Английская музыка так и не смогла преодолеть последствия этой компании. Последним выдающимся английским композитором вплоть до ХХ столетия стал Генри Пёрселл.

 


Раздел IV. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVII – НАЧАЛА XVIII вв.