Музыка XVI века в Германии

Протестантский хорал

Для немецкого музыкального искусства в эпоху Ренессанса самым важным оказалось движение Реформации, с которым связан целый круг новых творческих явлений, весьма существенных на общем пути художественного развития страны. Самым значительным достижением Реформации в музыкальном искусстве стало формирование протестантского хорала. Его создание непосредственно связано с именем Мартина Лютера[59]. Он и его единомышленники стремились к тому, чтобы протестантский хорал как новый род духовной музыки должен был привлечь всю общину к исполнению напевов. Протестанты отказались от католической мессы (оставив из нее лишь некоторые части), резко ограничив звучание латинского языка в богослужении. Мелодические истоки протестантского хорала были многообразными. В хорал частично вошли мелодии некоторых гимнов и секвенций, отдельные григорианские мелодии, укоренившиеся в быту, и многочисленные мелодии народно-бытовых песен – в основном, немецких и чешских. На протяжении XVI в. круг напевов пополнялся, в него входили светские мелодии (с новыми текстами), произведения современных композиторов (в переработке), мелодии, созданные мейстерзингерами.

Мейстерзанг

Культура мейстерзингеров была проявлением немецкого ремесленно-бюргерского быта, средневекового цехового уклада. Поэты и музыканты из ремесленных цехов считали себя наследниками миннезингеров. Однако условия деятельности мейстерзингеров, характер и стиль их музыки были совершенно иными. Куртуазная рыцарская поэзия уступает место сочинениям бюргера-ремесленника. Мейстерзингеры обращались к духовным, библейским текстам, а правила создания напевов строго регламентировались.

К началу XVI в. объединения мейстерзингеров существовали во многих городах: Страсбург, Вормс, Аугсбург, Регенсбург, Зальцбург, Мюнхен, Вюрцбург. В XVI в. особенно прославился город Нюрнберг. В явлении мейстерзанга много типично средневековых черт. В городском союзе мейстерзингеров объединялись представители разных ремесел которые соревновались между собой. Как и в основной профессии, у мастеров были ученики, обязанные пройти через несколько ступеней мастерства: изучение правил, овладение ими на практике, исполнение чужих песен, сочинение текста к чужим «тонам», создание собственной песни. Существовали сложные, разработанные до мелочей правила мейстерзанга (табулатура). Огромное значение придавалось мелодиям-образцам, напевам, которые приписывались миннезингерам или были созданы прославленными мейстерзингерами. Новый напев должен был соответствовать большому ряду правил-предписаний, касающихся рифм, относящихся к тесситуре, мелизмам и т. д[60]. Выдающийся представитель этого искусства Ганс Сакс был художником эпохи Возрождения, разносторонним и смелым, оригинальным.

Песни Сакса создавались в то время, когда формировался протестантский хорал. Ганс Сакс не стремился овладевать крупными и сложными формами многоголосия. Он создавал мелодии типично песенного склада, ритмически активные, иногда близкие к танцу, с четкой строфической структурой. Со временем немецкий мейстерзанг проник в песенную культуру крупных немецких городов.