Лекция № 5. Лица. Правоспособность и дееспособность в римском праве. Юридические лица.

 

Правоспособность означает способность иметь права, или, иначе, быть субъектом права. Римское право признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Так, в Риме рабы были не субъектами, а объектами права.

Полная правоспособность (caput) слагалась из трех основных элементов: 1) status libertatis – состояние свободы; 2) status civitatis – состояние гражданства; 3) status familiae – семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы. По status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины). По status familiae – самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (pater familias) и подвластные отцам семейств (personum alieni iuris) – лица «чужого права».

Изменение в каком-либо статусе носило название capitis deminutio – уменьшение правоспособности. Различалось 3 вида capitis deminutio: maxima – когда римлянин лишался свободы, при этом он лишался права римского гражданства и юридически переставал быть членом семьи; media – когда римлянин лишался права римского гражданства. Он при этом терял status civitatis и status familiae, но сохранял status libertatis – свободу. Minima – когда римлянин терял свое семейное положение. Например, из самостоятельного домовладыки становился подвластным. Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности – т.н. статусные иски.

Римское гражданство приобреталось путем рождения в законном браке от римских граждан; путем отпущения на свободу из рабства римским гражданином; посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство или смертью, или capitie deminutio maxima. Она наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям.

Правоспособность римского гражданина в области частного права слогалась из двух основных элементов: ius conubii – т.е. право вступать в законный брак; и ius comercii – право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность – т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями. Римское право не знало соответствующих категорий, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. Дееспособность зависела от возраста; т.к. понимание смысла совершаемых действий приходит лишь с годами.

В римском праве различалось:

1) infantes (до 7 лет – вполне недееспособный). В этом возрасте лица не могли совершать никаких сделок. Все юридически значимые действия за них совершали родители или иные законные представители.

2) impubenes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет). Impubenes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетних. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетних или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна. Им обычно был обычно указанный в завещании или назначенный магистратом ближайший родственник. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения.

В возрасте с 14 (12) до 25 лет (minores) лицо было дееспособно. Однако по просьбе таких лиц претор мог дать им возможность отказаться от заключенной сделки с помощью restitution in iutegnum. Со II в.н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя). Его согласие требовалось для действительности сделок, направленных на уменьшение имущества. Совершеннолетние в возрасте 14 (12) - 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещания и вступать в брак.

На дееспособность также влияли всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества. Таким лицам назначали попечителя, после чего они могли самостоятельно совершать сделки направленные лишь на приобретение.

Серьезные ограничение правоспособности и дееспособности существовали для женщин, находившихся под вечной опекой либо мужа, либо ближайшего родственника. По Законам XII Таблиц даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою (Табл. V.1). Однако в более позднее время это положение критиковалось как несправедливое (Гай, 1.190) и дееспособность женщин стала расширяться, а опека над совершеннолетними женщинами достаточно рано утратила практическое значение. Женщины не имели политических прав, не могли занимать общественные должности, не могли быть опекунами и попечителями, не могли (за некоторыми исключениями) быть усыновителями, вместе с тем они имели некоторые привилегии своего пола: они могли ссылаться на незнание законов, не могли брать ответственность за чужие долги. Окончательно опека над женщинами отмирает к началу IV в.

На правовом положении римских граждан отражалось еще и умаление чести. Ее самой серьезной формой считалась infamia – бесчестье. Она наступала: а) как следствие осуждения за уголовное преступление, особо порочащее частное правонарушение; б) в силу нарушения правовых норм, касающихся брака. Personae infamis не могли представлять других в процессе, им не разрешалось вступать в законный брак, они ограничивались в области наследственного права.

Другой формой бесчестья являлось intestabilitas. Persona intestabilitas признавалось лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки. Последствием intestabilitas считалось неспособность такого лица участвовать в совершении сделок, требующих участие свидетелей (например, не способно составить завещание).

По объему правоспособности все население Римского государства делилось на следующие категории: граждане, латины, перегрины, вольноотпущенники, колоны.

Латинами превоночально назывались жители Лациума, т.е. союза самостоятельных латинских городов, находившихся с Римом в равноправном союзе. В сфере публичного права все латины не имели права служить в римских легионах или на почетных должностях. В частном праве их правоспособность зависела от категории, к которой они относились. Различались: latini veteres (древнейшие жители Лациума и их потомство); latini coloniarii (жившие за пределами Лациума) и latini juniani (вольноотпущенники).

Latini veteres имели почти те же права, что и римские граждане (как ius conubii, так и ius commercii).

Остальные латины имели только ius commercii. Но и эта правоспособность ограничивалась для латинов-вольноотпущенников. О них говорили, что "они живут как свободные, умирают как рабы", так как они не имели права составлять завещаний, после них не допускалось наследование по закону, а все их имущество (без обременения обязательствами умершего) переходило к господину. Споры латинов решались теми же судами и в том же порядке, что и споры римских граждан. Латины при известных условиях могли перейти из состояния латина в состояние римского гражданства. В I в. до н.э. всем жителям Италийских земель было предоставлено римское гражданство; а с III в. н.э. сохранились ограничения правоспособности только для латинов-вольноотпущенников, но и эта категория была упразднена Юстинианом.

Перегринами назывались чужеземцы, как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. В древнейшую эпоху они в Риме считались бесправными. В дальнейшем перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium. Если государство перегрина состояло в союзе с Римом, то его правоспособность определялась союзным договором.

Огромное количество населяющих римское государство составляли рабы. Их правовое положение определялось тем, что раб – не субъект права, он – объект, одна из категорий вещей. Отсюда власть рабовладельца над рабом беспредельна. Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением от матери-рабыни;

2) взятием в плен;

3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);

4) лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках.

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).

Развитие хозяйственных отношений потребовало признать как бы некоторую правоспособность раба и законность юридических последствий.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Этим термином называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управлении раба. Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок. Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признавали юридическую силу за совершаемыми им сделками. Рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли - все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Такое построение – по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого в виду его неправоспособности получить нельзя) мало кого привлекало из потенциальных контрагентов. В дальнейшем факты выделения имущества в самостоятельное управления раба стали расцениваться как согласие домовладыки нести в пределах пекулий ответственность по обязательствам, которым принимались рабом-пекулиантом.

Раб, отпущенный на свободу, становился вольноотпущенником. Правовое положение вольноотпущенника в классический период определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю. При Юстиниане, эти различия были сглажены и вольноотпущенник становился римским гражданином. Однако libertin по своему правовому положению не приравнивался к свободнорожденному. Так, до Августа, libertine запрещалось вступать в брак со свободнорожденными. Кроме того, либертин находился и после освобождения от рабства в зависимости от своего патрона.

Вольноотпущенник-клиент должен был оказывать патрону и члену его семьи почтение: подносить подарки, оказывать материальную помощь, выкупать патрона из рабства, но не предъявлять патрону некоторых исков, исполнять для патрона некоторые виды работ, обусловленные актом об освобождении: либо обычные работы по дому, либо сельскохозяйственные работы, работы в ремесленной мастерской и т.п. Имущество вольноотпущенника, не оставившего потомства или завещания, переходило патрону. Патронатные отношения могли быть погашены в исключительных случаях либо по милости императора, либо ввиду неблаговидного поведения патрона.

Колонами в классическую эпоху называли мелкого арендатора земли, формально свободного, но экономически зависимого от землевладельца. В период империи целый ряд причин (среди которых прекращение завоевательных войн, поставлявших рабов; большая смертность рабов; слабый естественный прирост) сделал невыгодной и неэффективной обработку земли рабами. Труд рабов стал вытесняться колонами, которые брали в аренду мелкие участки земли за натуральный оброк (colonia partiaria), а иногда на условиях барщины. Представляя беднейшие слои населения, колоны попадают вначале в экономическую зависимость от землевладельцев, а затем и в юридическую. Целым рядом императорских конституций они прикрепляются к земле: в кадастрах в числе доходных статей земли стали указываться и жившие на ней колоны; в 322 г. предписывается принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли; в 357 г. запрещается продажа земли без живших на ней колонов; владелец земли может виндицировать колона, оставившего землю (по образцу виндикации раба), мужчину в течение 30, а женщину - 20 лет.

К основаниям возникновения колоната Кодекс Юстиниана относит: рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном; соглашение между будущим колоном и землевладельцем; проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях колона; превращение в колонов трудоспособных лиц, занимающихся нищенством. Прекращение колоната происходит по двум основаниям: приобретение колоном занимаемого участка в собственность и возведение колона в епископский сан.

Таким образом, на смену рабству как основной форме эксплуатации в рабовладельческом Риме приходит колонат. Колоны представляли собой прообраз крепостных крестьян в феодальном обществе.

Римское право термина «юридического лица» (т.е. организации, наделенной самостоятельной правосубъектоностью) не выработало. В древнереспубликанском праве упоминающиеся различные частные корпорации не могли выступать в гражданском процессе, а их имущество рассматривалось как общая собственность членов корпорации. Вместе с тем римские юристы стали обращать внимание на тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц, а целой организации, имеющей самостоятельное существование независимо от составляющих ее физических лиц.

Первыми юридическими лицами были, по-видимому, муниципии, городские общины, которым государство предоставляло самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Претор признавал за муниципиями право искать и отвечать в суде через особых представителей (actores), назначавшихся для каждого дела декретом муниципального совета. Вслед за муниципиями и по их образцу были признаны субъектами права и частные корпорации. Ряд государственных учреждений, латинские и перегринские общины, храмы, коллегии жрецов, коллегии государственных служащих осуществляли функции за счет своего имущества. Законы XII Таблиц предоставляли коллегиям (сообществам) право заключать любые соглашения, лишь бы они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Создавались в это время коллегии свободно. В классическом праве возникли крупные и многочисленные корпорации эквесторов (всадников), публиканов (откупщиков), аргентариев (банкиров) и т.д. Юридические лица, кроме религиозных и некоторых привилегированных (например, похоронных), стали создаваться с разрешения Сената и санкции императора.

В кодификации Юстиниана были четко разделены universitates personarum и universitates rerum. Появился новый вид: принудительные объединения.

Первые (среди них collegia, corpora, sodalitates, societas) являлись юридическими лицами либо c хозяйственной, либо с религиозной (и т.д.) целью, обладали собственным имуществом и имели в своем составе отдельных членов. Члены имели право голоса на собраниях, могли избираться в управление объединения.

Вторые (causae piae, фонды, именные фонды) не имели отдельного членства. К ним относились, например, сиротские дома, дома для престарелых, больницы, церкви и т.д. В постклассическом праве появились принудительные юридические лица. При их основании преобладало административное принуждение, членство было постоянным и длилось до самой смерти. Это профессиональные корпорации ремесленников, работников и торговцев. Членскими билетами в них были клейма, нанесенные на тела их членов (С. 11.10.3).

Прекращалась деятельность юридических лиц с достижением цели либо с распадением личного состава (по классическому праву минимальное число членов - три), если их деятельность принимала противозаконный характер.

Относительно содержания категории юридического лица (совокупности - universitas) положения римского права можно свести к следующим:

Юридические лица могут рассматриваться в сфере частного права как физические лица, т.е. являются наряду с физическими лицами субъектами частного права.

Юридическое лицо не прекращается выходом отдельных членов из его состава. Ульпиан пишет, что для советов муниципий и других совокупностей не имеет значения, все ли члены этой совокупности остаются, или остается часть, или весь состав переменился (Д. 3.4.7.2).

Юрист Алфен приводил сравнение с кораблем. Время от времени на корабле приходится менять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же (Д. 5.1.7б).

Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде.

От имени юридического лица действует не любой, а тот, кто уполномочен на это законом или решением самого юридического лица (Д. 3.4.3; 3.4.7.2; 3.4.9).

Юридическое лицо обладает имуществом, на которое его члены не имеют права. Марциан пишет, что театры, стадионы и т.п. принадлежат общине как совокупности, как целому, а не отдельным ее членам. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности (Д. 1.8.6.1).

Юридическое лицо само отвечает по своим долгам своим имуществом. Члены юридического лица не отвечают по его долгам, так же как и юридическое лицо не отвечает по долгам своих членов. Ульпиан пишет, что если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельных лиц (Д. 3.4.7.1).

Правоспособность юридических лиц включала в себя права патроната (в отношениях со своими вольноотпущенниками). За немногими исключениями юридические лица не имели права наследовать после граждан.

Таким образом, как справедливо считают ученые, хотя римское право не знало термина "юридическое лицо" и не выработало законченной теории юридического лица, основная мысль о юридическом лице (совокупности - universitas) как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо. В римском обществе юридические лица только зарождались и существовали в форме муниципий, религиозных организаций, профессиональных союзов ремесленников, работников, торговцев, благотворительных организаций и т.п.