Устройство профессиональной деятельности
Деятельность – форма активности человека, направленная на создание конкретного продукта. Существует 3 вида деятельности:
- игровая – важен процесс, а не результат
- учение – порождает результат, как потенциально важный для общества
- трудовая – важен непосредственно результат
Структурно-морфологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева
Эта теория является иерархичной структурой, которая состоит из следующих уровней:
- автономная деятельность
- действия
- операция
Действие – процесс достижения осознаваемой цели.
Характеристики действий:
- имеет непосредственную цель
- цель индивида не совпадает с общими целями деятельности
- действие несет осознаваемый произвольный характер
Операция – способ выполнения действия. Она связана с условиями достижения цели. Условия могут быть внешние (объективные параметры среды, реализующие цель) и внутренние (ЗУНы)
Автоматизированные действия – действия выполняемые неосознаваемо, постепенно, при постоянном повторении, любое действие может стать неосознаваемым. В этом случае оно становится операцией.
Иерархия подвижна, операция может превращаться в действие, а действие в операцию, деятельность в действие, а действие в деятельность.
Если мотив совпадает с целью, то деятельность превращается в действие. Действие превращается в деятельность, если цель расширяется и становится необходима, для удовлетворения потребности.
Функционально – динамическая теория деятельности
Деятельность – это сложный процесс, который не может основываться на каком-нибудь одном компоненте, например на действии. Деятельность предполагает наличие разных психологических компонентов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, так как ее компоненты переходят друг в друга. Функционирование этой структуры и есть процесс деятельности.
Мотивация – целепологание – информационная основа деятельности – прогнозирование результата – принятие решения – планирование – программирование – контроль и коррекция -…
Цель деятельности интегрирует все компоненты и организует их взаимодействие для достижения цели.
Мотивация – играет функцию побуждения и регуляции деятельности. Совокупность мотивов создает мотивационную сферу личности.
Мотиваторы: потребности, интересы, установки, социальные решения, общественные нормы, ценности.
Внешние мотивации – стимул из сферы не связанной с целью самой деятельности.
Внутренние мотивации – непосредственно связаны с целью деятельности.
Мотивации достижения и избегания неудач.
Алгоритм мотивирующего результата:
- Позитивная формулировка цели (Что? Где? Когда?)
- Признаки достижения цели (Что я увижу, услышу, почувствую?)
- Если в цели участвуют другие люди, то что мне нужно делать, чтобы они помогли достижению цели?
- Каковы ресурсы для достижения цели? (Что есть, чего не хватает?)
- Препятствия? (Почему я раньше не достиг цели?)
- Негативные последствия достижения цели (экологичность)
- Соответствует ли эта цель моим ценностям и моей личности?
- Разработка плана действий
- Условия (Где? Когда? С кем?)
Целеобразование – цель - это идеальная форма представления результатов деятельности. Цель складывается до начала деятельности. Цель влияет: на содержание, структуру, время организации деятельности.
Информационная основа деятельности (ИОД) – умственная картина объекта деятельности в соответствии с вектором мотиваций.
Состав ИОД:
- характеристики субъекта деятельности, которые позволяют адекватно и своевременно воспринимать сигналы и их значения. (ЗУН и качества личности)
- совокупность сигналов, на которые необходимо ответить
ИОД меняется во времени при движении к цели.
Прогнозирование – связано с целеобразованием, Отбор цели опирается на прогноз будущих событий.
Оперцепция – предвосхищение событий.
Принятие решения – центральное звено в структуре деятельности. Оно необходимо в ситуации неопределенности.
Основная функция: снятие или уменьшение неопределенности и определение способов действия в конкретной ситуации. Принятие решения оказывает определяющее влияние на процесс, результат деятельности.
Алгоритм принятия решения:
- ориентировка в ситуации, определение типа ситуации и требований к итогу
- информационная подготовка решения: поиск и анализ неопределенности, оценка последствий каждой альтернативы
- собственно принятие решения без альтернативы
- исполнение решения
- коррекция решения, при необходимости
Планирование – процесс, направленный на конкретизацию решения (реализацию) и определение программы деятельности. Может быть краткосрочное и стратегическое.
Программирование – составление последовательности шагов для реального осуществления цели.
Контроль и коррекция – сопоставление идеальной формы и реального результата. Если рассогласования нет – деятельность выполнена, если есть рассогласование – необходима коррекция, выполняемая на базе обратной связи.
Система ТОТЕ
Стимул – тест 1 – операция – тест 2 – операция (если необходимо) – выход