Устройство профессиональной деятельности

Деятельность – форма активности человека, направленная на создание конкретного продукта. Существует 3 вида деятельности:

- игровая – важен процесс, а не результат

- учение – порождает результат, как потенциально важный для общества

- трудовая – важен непосредственно результат

Структурно-морфологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева

Эта теория является иерархичной структурой, которая состоит из следующих уровней:

- автономная деятельность

- действия

- операция

 

Действие – процесс достижения осознаваемой цели.

Характеристики действий:

  1. имеет непосредственную цель
  2. цель индивида не совпадает с общими целями деятельности
  3. действие несет осознаваемый произвольный характер

 

Операция – способ выполнения действия. Она связана с условиями достижения цели. Условия могут быть внешние (объективные параметры среды, реализующие цель) и внутренние (ЗУНы)

 

Автоматизированные действия – действия выполняемые неосознаваемо, постепенно, при постоянном повторении, любое действие может стать неосознаваемым. В этом случае оно становится операцией.

 

Иерархия подвижна, операция может превращаться в действие, а действие в операцию, деятельность в действие, а действие в деятельность.

Если мотив совпадает с целью, то деятельность превращается в действие. Действие превращается в деятельность, если цель расширяется и становится необходима, для удовлетворения потребности.

 

Функционально – динамическая теория деятельности

Деятельность – это сложный процесс, который не может основываться на каком-нибудь одном компоненте, например на действии. Деятельность предполагает наличие разных психологических компонентов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, так как ее компоненты переходят друг в друга. Функционирование этой структуры и есть процесс деятельности.

Мотивация – целепологание – информационная основа деятельности – прогнозирование результата – принятие решения – планирование – программирование – контроль и коррекция -…

 

Цель деятельности интегрирует все компоненты и организует их взаимодействие для достижения цели.

 

Мотивация – играет функцию побуждения и регуляции деятельности. Совокупность мотивов создает мотивационную сферу личности.

Мотиваторы: потребности, интересы, установки, социальные решения, общественные нормы, ценности.

 

Внешние мотивации – стимул из сферы не связанной с целью самой деятельности.

Внутренние мотивации – непосредственно связаны с целью деятельности.

Мотивации достижения и избегания неудач.

 

Алгоритм мотивирующего результата:

  1. Позитивная формулировка цели (Что? Где? Когда?)
  2. Признаки достижения цели (Что я увижу, услышу, почувствую?)
  3. Если в цели участвуют другие люди, то что мне нужно делать, чтобы они помогли достижению цели?
  4. Каковы ресурсы для достижения цели? (Что есть, чего не хватает?)
  5. Препятствия? (Почему я раньше не достиг цели?)
  6. Негативные последствия достижения цели (экологичность)
  7. Соответствует ли эта цель моим ценностям и моей личности?
  8. Разработка плана действий
  9. Условия (Где? Когда? С кем?)

 

Целеобразование – цель - это идеальная форма представления результатов деятельности. Цель складывается до начала деятельности. Цель влияет: на содержание, структуру, время организации деятельности.

 

Информационная основа деятельности (ИОД) – умственная картина объекта деятельности в соответствии с вектором мотиваций.

Состав ИОД:

  1. характеристики субъекта деятельности, которые позволяют адекватно и своевременно воспринимать сигналы и их значения. (ЗУН и качества личности)
  2. совокупность сигналов, на которые необходимо ответить

ИОД меняется во времени при движении к цели.

 

Прогнозирование – связано с целеобразованием, Отбор цели опирается на прогноз будущих событий.

Оперцепция – предвосхищение событий.

Принятие решения – центральное звено в структуре деятельности. Оно необходимо в ситуации неопределенности.

Основная функция: снятие или уменьшение неопределенности и определение способов действия в конкретной ситуации. Принятие решения оказывает определяющее влияние на процесс, результат деятельности.

 

Алгоритм принятия решения:

  1. ориентировка в ситуации, определение типа ситуации и требований к итогу
  2. информационная подготовка решения: поиск и анализ неопределенности, оценка последствий каждой альтернативы
  3. собственно принятие решения без альтернативы
  4. исполнение решения
  5. коррекция решения, при необходимости

 

Планирование – процесс, направленный на конкретизацию решения (реализацию) и определение программы деятельности. Может быть краткосрочное и стратегическое.

Программирование – составление последовательности шагов для реального осуществления цели.

Контроль и коррекция – сопоставление идеальной формы и реального результата. Если рассогласования нет – деятельность выполнена, если есть рассогласование – необходима коррекция, выполняемая на базе обратной связи.

 

Система ТОТЕ

Стимул – тест 1 – операция – тест 2 – операция (если необходимо) – выход