Историческая роль римского права.
Предмет, система, периодизация римского права.
План
РИМСКОГО ПРАВА
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА
Лекция 1
І. Право в объективном смысле слова понимается нами как совокупность правовых норм, в субъективном смысле – правомочия, принадлежащие субъекту права. Римляне не проводили этого различия. Издавна они смотрели на знания права как на исскуство, доступное лишь мудрейшим, считая, что «право – есть исскуство добра и справедливости». Ius est ars boni et aegue.
Известный римский юрист Ульпиан говорит о двух областях права: ius publicum и ius privatum. Здесь противопоставляются интересы государства, общества интересам отдельного гражданина. Понятие этих областей права не совпадает с современным.
К публичному праву Ульпиан относил «все то, что обращено к положению Рима, к святыням, жрецам, магистратам ... Частное же право относится к пользе отдельных лиц».
Таким образом, критерием различия служит характер интересов, защищаемых правом. К области публичного права принадлежат нормы права, защищающие интересы государства, а к области частного права – нормы, защищающие интересы отдельных граждан Римской империи. Хотя в целом взаимоотношения требований публичного и частного права были отрегулированы только условно.
Помимо публичного и частного в систему римского права входили право народов и естественное право (см. табл. 1.1).
Публичное право включает в себя: государственное, административное, уголовное, финансовое, культовое, военное, международное право.
Частное право – квиритское, цивильное право: личные, имущественные, семейные, обязательственные, наследственные, процессуальные отношения. Определенную роль в развитии квиритского, цивильного права сыграли священнослужители Рима – понтифики. Несмотря на буквоедство, формализм понтифики развивали квиритсткое, гражданское право, напрявляя его по прогрессивному течению. Понтифики прислушивались к голосу граждан, жизни и при необходимости вносили изменение в право.
Цивильное, а еще ранее квиритское древнее право отличало то, что оно было: во-первых, сугубо национальным; во-вторых, тесно связано с религией; в-третьих, ему характерен консерватизм, формализм; в-четвертых, по своему характеру это право формировалось по принципу системы исков (есть иск – есть право, нет иска – нет права).
Особое место занимало в римском праве естественное право – надгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям (см. табл. 1.2). Естественное право являлось источником всего римского права, выражало сумму представлений и норм относительно таких понятий как «добро», «зло», «справедливость», «правонарушение», «правомерность». Ряд положений из этих представлений изложены в работе Цицерона «Об обязанностях». По мнению Ульпиана ius naturale – «это все то, чему природа научила все живое, поскольку это право принадлежит не только людям, но и животным».
Следующая составная часть римского права – право народов(ius gentium) – прообраз современного международного права, право завоеванных Римом народов – перегринов: это имущественное право, созданное судебной практикой. Направлено оно было на решение имущественных споров между чужеземцами (peregrini) и между чужеземцами и римлянами. Право народов стало универсальным средством, применимым ко всему населению Римской империи.
Ius gentium от ius civile отличалось: во-первых, большей мобильностью, гибкостью; во-вторых, способностью приспосабливаться к требованиям времени; в-третьих, это право было рассчитано на широкий круг участников тех или иных отношений; в-четвертых, оно было менее консервативно и имело больший круг источников права.