Губернатор А. М. Клинберг летом 1908г. был в Бахмуте, разговаривал с Луцкевичем и позволил ему эксперимент.

Января 1908 царь Николай приказал ввести в училищах занятия по военному строю и «Сокольнической» гимнастике.

Поражение России в войне с Японией и балканские планы царизма, скорее всего, побудили к поиску методов начальной военной подготовки школьников.

Разгорелся громкий скандал между революционным учительством и монархистом А.А.Луцкевичем, вследствие чего он был переведен в Бахмут Екатеринославской губернии инспектором народных училищ.

Попечитель Одесского учебного округа граф О.О.Мусин-Пушкин перевел 1 марта 1906 г. Луцкевича в Одессу инспектором народных училищ градоначальства [4].

Аитиох Андреевич Луцкевич родился в 1846 году. Он служил в Кременчугском и Кобыляцком уездах Полтавской губернии, где начальство отмечало, что «Луцкевич очень внимательно ревизует училища, вникает во все стороны жизни и дает учащим надлежащие указания».

Возможно, подоплекой этого было то, что в основе новаций А.С.Макаренко лежал опыт бахмутского педагога А.А.Луцкевича?

Луцкевичу были подчинены 213 училищ разных типов, земских 114. городские 3-х классные; центральное менонитское, 2-х классные министерские на средства, земства и общин, 1-кл. приходские, 1-кл. городские начальные; 1-2 кл. железнодорожные, 1 кл. при рудниках и заводах на средства собственников; земские-на средства земства и сельских обществ, 1 кл. в немецких колониях; частные христианские; еврейские хедеры [5].

Началом идеи «бахмутских потешных» стало предложение А.Луцкевича директору народных училищ губернии о создании в 1908-9 учебном году при инспекции «образцового начального училища и первого народного класса военного строя и гимнастики. Открываемое училище имеет целью служить образцом для всех начальных училищ в правильной постановке и ведении учебно-воспитательного дела, может выполнять роль педагогических курсов» [4].

П.А.Столыпин подчеркивал, что "теперь у нас главный вопрос-это школа, потому что школа-показатель государственности. Нам нужна русская национальная школа, которая воспитывала бы русских граждан, а не русских иностранцев. Наше будущее в Русской национальной школе".

Весной 1909 г. удалось «Первый народный класс военного строя и гимнастики Алексея Николаевича».

6 мая 1909 г. через военного министра объявлена благодарность царя Николая: "Искренне благодарю Луцкевичу за отличный почин и что понял и привел в исполнение мою мысль".

Луцкевич 10 декабря 1909 г. на запрос директора училищ губернии ответил, что его училище нужно «в качестве рассадника начал святой преданности Престолу и горячей любви к Родине», потребовал «помощь 600 рб. в год на жалованье двум запасным унтер-офицерам по 180 рб., жалованье учителю музыки (капельмейстеру школьного оркестра) 180 рб. и на ремонт музыкальных инструментов, школьных ружей и т. п. 60 рб., наем просторного двора для строевых и гимнастический упражнений на открытом воздухе и помещения для репетиций школьного оркестра, хранения музыкальных инструментов, ружей, доставка воды для питья учащихся (на учение собирается до 300 учеников, которые выпивают сорокаведерную бочку воды), «в виду чего я держу лошадь и кучера, уборку двора на свои личные средства» [3].

В своем распоряжении А.А.Луцкевич писал-«ввиду того что в течение длинных летних каникул ученики народных училищ, находясь без всякого надзора и будучи предоставлены самим себе, часто проводят время в непристойных шалости, я нашел полезным и необходимым во дворе училища ... на все каникулярное время по утрам на открытом воздухе под личным моим руководством и наблюдением ежедневные занятия военным строем и гимнастикой, а также военные прогулки в близлежащие окрестности, для чего приглашаю всех свободных от домашних работ учеников ... непременно появятся на означенные занятия» [4].