Основные вехи методики русского языка
Русский язык как предмет преподавания в начальных классах
Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определены программой – государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Программа начальной школы по русскому языку состоит из трёх разделов:
- «Обучение грамоте и развитие речи»;
- «Грамматика, правописание и развитие речи»;
- «Чтение и развитие речи».
Помимо этого она содержит подразделы: «Внеклассное чтение», «Чистописание».
Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребёнок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идёт обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, читать и списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.
Чтение и развитие речи имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
Умение читать служит воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. Для достижения главной цели учитель обучает детей приёмам, позволяющим воспринять и понять читаемое, а также выразить своё понимание произведения и отношение кнему. Классная работа по чтению углубляется и расширяется на уроках внеклассного чтения.
Задача внеклассного чтения – организация самостоятельного чтения, обучение приёмам работы с книгой.
Грамматика и правописание основной своей целью ставят ознакомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение детьми самых необходимых грамматических понятий, овладение умениями, основанными на орфографических и пунктуационных правилах.
Следует добиваться, чтобы дети поняли и закрепили сведения о языке, приобрели путём упражнений умения применять знания на практике, пользовались в своей речи элементами литературного языка. При обучении грамоте, чтению и грамматике особое место поэтому занимает работа по развитию речи.
Развитие речи предполагает выработку умений и навыков устной и письменной речи.
Большое внимание уделяется культуре речи. Во многих программах специальных уроков по развитию речи не предусматривается, в связи с этим такая работа присутствует на всех уроках по языку.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000 (2004). С. 5-21.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С.3-16.
3. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. М., 1983.
4. Начальное образование в России. М.,1994.
5. Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965. Раздел I (Общие вопросы методики) С.7-71.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. М.: Просвещение, 2002.
7. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 3-16.
8. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения русской речи. М., 1984.
9. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.
ЛЕКЦИИ № 2-3.
в России (XVIII – XX вв.)
1. Дореволюционный период развития методики русского языка. Вклад К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова и др. в развитие методики русского языка.
2. Послеоктябрьский период развития методики начального обучения русскому языку.