Виды и типы тестовых заданий
Нормативно ориентированные тесты
Имеют свою специфику, связанную с основной задачей дифференцирования испытуемых. Пытаются добиться высокой вариативности тестовых баллов. Если большинство испытуемых получают только низкие или только высокие баллы, то труднее устанавливать между ними отличие.
Если вариативность высокая – дифференцировать испытуемых легко. Эти тесты разрабатываются таким образом, чтобы распределение баллов было близко к нормальному. Понимание нормативной и критериальной нормативности рассматривается в работах разных учёных. Для нормативно-ориентированной ориентации вывод настраивается рейтингом: задания – выводы – рейтинг.
А для критериально ориентированных тестов вывод выстраивается в следующей цепочке: задания – ответы - вывод.
Разные классификации тестов
Основание | Типы тестов |
1) По процедуре создания: | - стандартизированные; - не стандартизированные. |
2) По средствам предъявления: | - бланковые тесты (с использованием со специфических тренажерных тетрадей); - предметные, в которых необходимо манипулировать предметными объектами; - тесты с использованием устройств для изучен памяти, внимания и мышления; - практические тесты, сходные с лабораторными работами. Они снабжены соответствующими инструкциями; - компьютерные; - адаптивные тесты, в которых задания предъявляются по одному в зависимости от задания. |
3) По направленности: | - тесты интеллекта - тесты достижения |
4) По характеру действия | - вербальные - невербальные |
5) По ведущей ориентации | - по скорости - результативности - смешанные |
6) По степени однородности задач | - однородные - неоднородные |
7) По степени реализации одной из его основных целей | - широко ориентированные (позволяют оценить эффективность обучен) - узко ориентированные тесты (выявить результативность в усвоении отдельно взятых тем) |
8) По целям использования | - определяющие (определение ЗУН в начале обучения); - формирующие тесты (считывают успехи, достигнутые в процессе обучения); - диагностические тесты; - суммирующие тесты (определение достижений в конце обучения) |
9) По широте использования | - для отдельных учителей; - группы учителей; - администрации школы |
10) В зависимости от характера деятельности испытуемого: | - тесты со свободно конструируемыми ответами; - на дополнение ответов, приведённых в задании; - тесты выбора верных ответов из числа предложенного; - комбинированные тесты |
*Компьютерное тестирование
Само содержание теста- отражение содержания одной из частей учебного курса. Дидактическая цель, преследуемая этой частью учебного курса, наилучшим образом и в наибольшей мере достигается при ее проблемной постановке. Проблемная постановка должна быть выражена цепью логически поставленных задач (чтобы ученик разработал путь к правильному ответу).
Принципы, которым должны соответствовать тестовые задания:
1) Валидность – полнота охвата требований к обязательной подготовке учащихся при разработке системы заданий;
2) Объективность проверки - ясность и недвусмысленность формулировок заданий, использование терминов, отраженных в образовательном минимуме, однозначность трактовок результата (тест не должен касаться проблемных вопросов);
3) Пропорциональная представленность в работе всех пройденных разделов данной дисциплины;
4) Соответствие данного измерителя (задания определенного типа) характеру проверяемого объекта;
5) Экономичность проверки;
6) Технологичность процедуры проверки – при возможности можно легко обработать результаты теста машинным способом;
7) Учет возрастных особенностей тестируемых;
8) Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
Виды и типы тестовых заданий:
Задания открытого типа (для выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, цифр, букв, словосочетаний, предложений; не имеет вариантов) | Задания закрытого типа (предусматривают варианты ответа на поставленный вопрос и из ряда предлагаемых вариантов экзаменуемый должен выбрать один или несколько правильных ответов; задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос). *Задания «один или несколько правильных ответов) сложнее (варианты по уровню сложности) | ||||
Задания дополнения | Задания свободного изложения | Альтернативные ответы | Задания множественного выбора | Задания на восстановление соответствия | Задания на восстановление последовательности |
Задания закрытого типа