Типы данных
Любая программа представляет собой строку символов, состоящую из
лексических единиц, распознаваемых компилятором. Программы на языке
С++ включают в себя следующие лексические понятия: ключевые слова,
идентификаторы, литералы, знаки операций, разделители.
Идентификатор - ряд букв и цифр, начинающихся с буквы, может
включать и знак подчеркивания ( _ ) . Число знаков в идентификаторе не
ограничено, но распознаются только первые 32 знака. Строчные и прописные
буквы в идентификаторы воспринимаются различно.
Правило: при наборе текста программ следует использовать строчные
символы, исключение составляют имена констант.
Примеры:
верно
alfa
не верно
4par // Начинается с цифры
a1
#a45 //
Начинается не с буквы
prog_vyv
str$ // Включает служебный знак
Ключевые слова - это лексические единицы, являющиеся постоянными
идентификаторами. К ключевым словам относятся имена операторов языка,
описание переменных и констант. Эти слова зарезервированы и не могут
быть использованы в качестве идентификаторов объектов данных.
Примеры:
int for
char return
float double
goto
long
Разделители. К разделителям относятся : запятая
(,), точка с запятой
(;), круглые скобки, угловые скобки (<>), квадратные скобки ([]), фигурные
скобки ({}).
Знаки операций - определяют действия, которые должны быть
выполнены над объектами данных . Многосимвольные знаки операций не
должны включать пробелы. Подробно знгаки операций будут рассмотрены в
разделе «операции».
Комментарии. Комментарии, строго говоря, не являются лексической
единицей языка, а служат для документирования программ.
Комментарий начинается символом //. При обнаружении этого символа
компилятор С++ игнорирует все оставшиеся до конца строки символы.
Если комментарий занимает более одной строки, его следует ограничивать
парами последовательных знаков ( /* комментарий */ ).
Примеры:
i=4;
return;
// Значение переменной целое
/* Каждая программ на языке С++ должна
заканчиваться оператором return */
Литералы - это последовательности символов, некоторые из которых
приводят к выполнению фиксированных действий. Литералами являются
константы, управляющие коды и модификаторы.
Примеры:
‘А’, ‘\n’, endl
Константа - это объект данных программы, характеризующийся
фиксированными именем, типом и значением.
Константы в С++ могут быть следующих типов:
1. Целые константы - это целые числа, не содержащие десятичной
точки.
Целые константы могут представлять число в одной из форм:
а) Десятичная константа имеет формат:
цифры, где
цифры представляют собой одну или несколько десятичных цифр (0..9),
первая из которых не должна быть нулем.
б) Восьмеричная константа имеет формат:
0цифры, где
цифры представляют собой одну или несколько восьмеричных цифр (0..7),
ведущий нуль обязателен.
в) Шестнадцатиричная константа имеет формат:
0Хцифры, где
цифры представляют собой одну или несколько шестнадцатиричных цифр
(0..9,А,В,С,D,E,F).
Примеры целых констант:
2. Константа с плавающей точкой - это действительное число с
десятичной точкой, представленное в экспоненциальной форме,
имеет формат:
цифры [.цифры] [Е/е[+/-]цифры], где
|
цифры одна или более десятичных цифр, Е/е - символ экспоненты.
Примеры констант с плавающей точкой:
115.75, 1.5Е-2, -0.025, .75, 2е-3.
3. Символьная константа - это символ из кодовой таблицы ПЭВМ,
заключенный в апострофы.
Примеры символьных констант:
‘А’, ‘в’, ‘s’, ‘1’,’\’.
Среди символьных констант некоторые имеют установленную
интерпретацию и являются управляющими последовательностями:
4. Строковые
константы
-
это
последовательность
символов,
заключенная в кавычки.
Примеры строковых констант:
«Строка символов», «Пример», «alfa».
Для объявления констант в программе используется ключевое слово
const. Объекты с типом const представляют собой данные, используемые
только для чтения.
Формат объявления константы имеет вид:
const тип идентификатор =инициатор;
Если спецификатор типа опущен, то типом объявленного объекта
считается const int.
Примеры объявления констант:
const float pi=3.14;
const rad=25;
const char=«пример константы»;
|
Тип объекта данных задается набором допустимых значений и
перечнем действий, которые можно совершать над переменной этого типа.
Считается, что переменная или выражение принадлежит к данному
типу, если его значение принадлежит области допустимых значений этого
типа
Все переменные типизируются на основе их описания.
В С++ имеется множество предопределенных типов данных, которые
представлены на рис.1.