Тема 5. Риторика в истории мировой культуры

Риторика в Библии. Проповеди Иисуса Христа как образцы ораторского искусства. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный и их вклад в развитие теории и практики красноречия. Иоанн Златоуст: "Слово первое о священстве", "Беседа о любви к ближним, посвященная Первому посланию апостола Павла к коринфянам", как блестящие образцы религиозной риторики. Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни: 1) огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется; 2) абсолютное знание предмета; 3) доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики; 4) высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру; 5) тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Особенности риторики в конфуцианстве. Специфика выражения логических форм в китайском языке, не имеющем субъектно-предикатной структуры. Логика и риторика в Китае: теория имени ("мин"), теория суждений ("цы"), теория рассуждения ("шо"), теория ведения спора ("бянь").

Теория и практика красноречия в учении буддизма, вызванная необходимостью отстаивать свои позиции в постоянных диспутах с последователями индуизма (проигравший в споре был обязан принять религию победителя или покончить с собой).

Риторика Средневековья. О чем на самом деле спорили францисканцы и доминиканцы? (Взгляд логика и ритора на полемику Иоанна Дунса Скота и Фомы Аквинского и их сторонников). Техника диспутов средневековых схоластов, чем она может быть полезна для современной риторики? Вклад схоластики в разработку системы риторических фигур. Создание самой изощренной классификации фигур риторики, содержащей их наибольшее число за всю предыдущую и последующую историю развития теории красноречия. Схоластическая риторика во Франции XII-XV вв.: Жоффруа де Винсор, Даниэль Арно, Коммин, Георгий Трапезундский. Состав риторического знания: теория жанров, теория стилей, теория фигур; фиксированность форм.

Особенности использования тропов и фигур риторики в исламской традиции, основанной на образах и метафорах Корана.

Русские риторы. "Слово о законе и благодати" Иллариона. Даниил Заточник, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский. Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским как образец политически ориентированной риторики. Протопоп Аввакум Петров и его проповедническая деятельность. Речь Петра I перед Полтавской битвой один из высших образцов искусства риторики. "Риторика" М. Усачева, "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика..." М.В.Ломоносова, "Общая риторика" и "Частная риторика" Н.Ф.Кошанского, "Правила высшего красноречия" графа М.М.Сперанского - теоретический и практический вклад в разработку проблем риторики.

Французская риторика XVI-XVII вв. Гуманистическая риторика ХVI в.: дю Перрон "Речь о превосходстве красноречия...", Жак Амьо "Проект королевского украшения (фигуры и украшения)", Антуан Фоклен "Французская риторика"; деятельность Пибрака, Ронсара, д'Обинье. Реформистская риторика как наиболее влиятельное направление гуманитарного знания во Франции XVII в., под влиянием которого трансформируется вся французская литература. Классическая французская риторика "глазами" современных авторов: "Тетради" Поля Валери, "Стилистика" Пьера Гиро, "Старинная риторика" Ролана Барта.

Политическая и судебная риторика. Мирабо, Лафайет, Бриссо, Дантон - выдающиеся ораторы Великой Французской революции. "Геттисбергская речь" Авраама Линкольна 19 ноября 1863 г. на Геттисбергском национальном военном кладбище - одна из вершин политического красноречия. Жан Жорес и его антимилитаристская риторика. Речи Ф.Н.Плевако и А.Ф.Кони - непревзойденные образцы в адвокатской практике России. "Русское судебное красноречие" вклад в разработку теоретических проблем судебной риторики.

Можно ли считать, что ко времени первой половины XX в. риторика себя исчерпала и интерес к ней практически повсеместно и полностью угас? Почему в советской литературе риторику оценивали как напыщенное пустословие, которое полностью устарело?

В о п р о с ы:

1. Каковы наиболее яркие образцы искусства красноречия в текстах Нового Завета?

2. Чем объясняется столь весомый вклад в теорию и практику красноречия, внесенный святыми Василием Великим, Иоанном Златоустом и Августином Блаженным?

3. В чем значение гомилетики для развития современной риторики?

4. Какими специфическими особенностями в сфере риторики отличались поучения учителя китайской нации Кунцзы (Конфуция)?

5. В чем особенности буддийской логики и риторики?

6. Каковы наиболее значительные достижения схоластов европейского средневековья в области риторики?

7. Чем можно объяснить особенности использования риторических тропов и фигур произведениях мусульманской культуры?

8. Что может быть использовано сегодня из достижений французской риторики XVI-XVII?

9. Каковы основные образцы древнерусской риторики?

10. В чем причины столь бурного всплеска различных направлений русского красноречия (политического, религиозного, назидательного) в XVI-XVIII вв.?

11. Как повлияли труды М.В.Ломоносова по грамматике и риторике на становление теории и практики красноречия в России?

12. Каковы наиболее яркие образцы политической и судебной риторики в XIX - начале XX вв.?

13. В чем причины угасания интереса к традиционной риторике в начале XX в.?

Л и т е р а т у р а:

1. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

4. Журенко Н.Б. Риторика в ранневизантийской поэзии (Архаическая образность и новозаветная образность в эпиграммах Григория Назианзина) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

5. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. Глава "Иоанн Златоуст (341-407)".

Тема 6. Эта неуловимая метафора...

Феномен метафоры в различных сферах знания: от поэтики и риторики до физики и математики. "Тайна" метафоры - от Аристотеля до Г.В.Ф.Гегеля и далее до Ф.Ницше, Э.Кассирера, Х.Ортеги-и-Гассета и многих, многих других. Можно ли считать, что отношение к метафоре - это "основной вопрос", который разделяет всех (или, по крайней мере большинство!) философов на два непримиримых лагеря? Рационалисты как противники использования метафоры. Почему сторонники позитивизма считают метафору недопустимой в научных сочинениях, приравнивая "совершение метафоры" к совершению преступления? Ф.Ницше о принципиально неустранимой метафоричности познания. Э.Кассирер: метафорическое "освоение мира" как противоположность дискурсивному мышлению. Х.Ортега-и-Гассет о метафоре как об орудии мысли, позволяющего достигнуть самых отдаленных участков концептуального поля. Ортега: "Метафора удлиняет "руку" интеллекта; ее роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке".

Можно ли говорить о метафоре в контексте методологии науки? Действительно ли смена научной парадигмы всегда сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений, новую аналогию?

Метафора как "точная наука" или метафора в сфере точных наук? "Демон Максвелла" - метафора, позволившая совершить прорыв в физике. Современные интерпретации "демона Максвелла". Перенос Н.Н.Лузиным "демона Максвелла" на осмысление проблем оснований математики: "демон Брауэра", "демон Лебега", "демон Цермело"...

Новое поле приложения метафоры: разработка компьютеров, исследования в сфере искусственного интеллекта были бы неосуществимы без метафорического переноса. "Компьютерная" метафора искусственный интеллект как вычислительное устройство. Обратный перенос: "психологическая" метафора. Возможна ли "социологическая" метафора?

Метафора и теория фреймов. М.Минский: метафора образует непредсказуемые межфреймовые связи большой эвристической силы, обеспечивающие концептуализацию определенного фрагмента действительности по аналогии с уже сложившейся системой понятий.

Методологически-синтезирующая роль метафоры в лингвистике: 1) живые и мертвые языки в биологической концепции языка; 2) метафоры языковых семей и языкового родства у компаративистов; 3) метафора уровневой структуры в структурном языкознании; 4) метафора языка как порождающего устройства у генеративистов.

Н.Д.Арутюнова: изучение метафоры быстро расширяющийся процесс, захватывающий все новые области знания - философию, логику, психологию, герменевтику, психоанализ, литературоведение, семиотику, риторику, теорию изящных искусств, лингвистическую философию, различные школы лингвистики, когнитивные науки, моделирование искусственного интеллекта. Метафора как ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа.

Метафора в мире искусства.

Возникновение новой, или общей риторики и новый взгляд на метафору.

В о п р о с ы:

1. В каких областях знания сегодня может быть использована метафора?

2. Каковы особенности применения метафоры в сфере точного знания?

3. В чем эвристическая значимость метафоры "демон Максвелла"?

4. Как используются метафоры в психологии, когнитивных науках, исследованиях по искусственному интеллекту?

5. В чем специфика применения метафоры в теории фреймов?

Л и т е р а т у р а:

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

2. Баранов Г.С. Научная метафора: Модельно-семиотический подход. В 2-х частях. Кемерово. Ч.1. 1992; Ч.2. 1993.

3. Беркенлит М.Б., Чернавский А.В. Построение движения и метафора интеллекта // Компьютеры и познание: Очерки по когитологии. М., 1990.

4. Бессонова О.М. Метафора в научном контексте // Проблемы интерпретации в истории науки и философии. Новосибирск, 1985.

5. Гадамер Г.-Г. Риторика и герменевтика // Актуальность прекрасного. М., 1991.

6. Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.

7. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990.

8. Кулиев Г.-Г. Метафора и научное познание. Баку, 1987.

9. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990.

10. Ортега-и-Гассет Х. "Табу" и метафора // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

11. Панов М.И. Эта неуловимая метафора (Обзор) // Философские науки: Реферативный журнал. М., 1991. N5.

12. Петров В.В. Метафора: От семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. М., 1990. N3.

13. Петров В.В. Научные метафоры: Природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985.

14. Петров В.В. Язык и логическая теория: В поисках новой парадигмы // Вопросы языкознания. М., 1988. N 2.

15. Тальягамбе С. Зрительное восприятие как метафора // Вопросы философии. М., 1985. N 10.

16. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1989.

Тема 7. Появляется ли у риторики "второе" дыхание?

Почему сегодня западные ученые обращаются к риторике, этой, как они сами подчеркивают, "до недавнего времени гонимой, но когда-то покрывшей себя славой науке"? Риторика в качестве теории фигур обретает новую жизнь в исследованиях по структурной лингвистике. Современные представления о риторике - не просто реанимация идей и методов, разрабатывавшихся традиционно, а новое осмысление ее сути и возможностей. Пример такого осмысления - мнение выдающегося французского поэта и теоретика литературы Поля Валери, определявшего риторику так: 1) речевая модификация усвоенного языка; 2) наука о языковых отклонениях; 3) искусство вербальных субституций (сокращений с добавлением), призванных служить оптимизации речи.

Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Определенный национальный "окрас" новой риторики. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика, которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI-XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США - это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Перельман); 2) общая риторика ("группа мю" из Льежского университета - Жак Дюбуа и др. - названная в честь первой буквы греческого слова "метафора", самой замечательной, считают они, из фигур риторики). Труды группы "мю": "Общая риторика" и "Риторика поэзии", определяющих риторику как дисциплину, изучающую приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс. Дискурс - это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами или же речь, как целенаправленный социальный компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания.

Появление новой риторики придало самому термину "риторика" два смысла: 1) узкий - как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий - при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через "призму" осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика - это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа "Имя розы". Он считает, что риторика - это наука о порождении высказываний. Новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.

Но самое главное - развитие теории культуры в ведущих странах Западной Европы вызвало пристальное внимание к идеям и методам, которые когда-то давным-давно разрабатывались риторикой.

В о п р о с ы:

1. Почему во второй половине XX века во Франции и Бельгии начинается новый расцвет риторики?

2. Каковы основные результаты новой (общей) риторики?

3. Что привнесено принципиально нового в систематику риторических тропов и фигур во второй половине ХХ века?

4. Можно ли рассматривать риторику как науку о порождении высказываний?

5. Каковы возможности риторики в ведении политических и деловых переговоров, корректном проведении споров, диспутов и дискуссий?

Л и т е р а т у р а:

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

2. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; 2-е изд. 1994.

4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

5. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.

6. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.

7. Брутян Г.А. Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987.

8. Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986.

9. Мейзеровский В.М. Философия и неориторика. Киев, 1991.

10. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

11. Общая риторика. М., 1986.

12. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

13. Теория метафоры. М., 1990.

14. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

М.И.Панов Введение в риторику. - М.: Российский открытый университет, 1995.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

СТИЛИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Стили речи

Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из ме­талла, кости, дерева. Один конец стержня был заострён­ным, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных до­щечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда — выражение “Часто пере­вёртывай стиль” (Горации), т. е. исправляй, “отделывай сочине­ние” (Н. Кошанский).

Происхождение слова стиль проясняет суть стилистики. А именно: стилистика всегда связана с проблемой выбора. Одну и ту же мысль можно выразить и так, и по-другому, и по-третьему... А как лучше? Поискам лучшего, оптимального варианта выраже­ния мыслей (в данных конкретных условиях) и учит стили­стика — наука о стилях.

Слово стиль многозначно. Постараемся определить, в ка­ких значениях оно употреблено в следующих словосочета­ниях.

1. Стиль Л. Н. Толстого; стиль рассказа “После бала”, стиль фельетона, стиль романтизма. Здесь стиль — совокупность приё­мов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, поэта, произведения, жанра, литературного направле­ния.

2. Торжественный стиль. Иронический стиль. Здесь стиль — разновидность языка, которая характеризуется определёнными выразительными средствами.

3. Функциональный стиль. Функция — по-другому, назначе­ние, цель. Люди пользуются языком в разных целях. В одних ситуациях язык используют для того, чтобы просто обменяться мыслями, впечатлениями, наблюдениями. Вспомним, например, наши беседы с друзьями, родными, членами семьи, нашу пере­писку с ними. В этих и подобных им ситуациях функция языка — общение. В других ситуациях язык выполняет другие функции: сообщение и воздействие. Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. называют функциональными.

Функциональные стили — это прежде всего разговорный и книжные, а книжные включают в себя научный, офи­циально-деловой, публицистически и, и особо сто­ит стиль художественной литературы.

Для каждого функционального стиля характерны определенные; средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Причём принадлежность этих средств к тому или другому стилю осознаётся при сопоставлении их с нейтральными средствами (от лат. neutralis—не принадлежащий ни тому, ни другому роду, средний), т. е. общеупотребительными. Именно эти средства, являющиеся межстилевыми, создают единство литературного языка.

Функциональный стиль языка -это егоразновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разно­видность литературного языка. Представим в виде таблицы сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.