Определение и предметное поле информатизации.

Обучение интеллектуальной системы

Диалоговые средства и интерфейсы общения с человеком

Моделирование рассуждений

Представление знаний

· формальное представление знаний из различных предметных областей;

· классификация и обобщение знаний;

· создание средств хранения сложно структурированных баз знаний.

 

· формализация процессов умозаключений;

· разработка методов обработки сложно структурированных баз знаний и специализированных вычислительных машин реализации алгоритмов умозаключений.

 

· общение с человеком в процессе обучения системы, решения задач, интерпретации результатов.

 

· накопление интеллектуальной системой знаний о предметной области;

· создание модели предметной области;

· создание и развитие модели деятельности.

Конечной целью искусственного интеллекта является создание комплекса программно-аппаратных средств, способных в некоторой предметной области по укрупненным постановкам задач на языке этой предметной области находить их решения. Область применения результатов:

· робототехника;

· медицинские диагностические системы;

· обучающие системы;

· лингвистические системы.

5.Информационные системы. Резкое увеличение объемов перерабатываемой информации потребовало выделить это направление как самостоятельное. В рамках этого направления решаются следующие задачи:

· Анализ и прогнозирование потоков информации во всех сферах человеческой деятельности;

· Способы представления информации, сжатие данных, формализация описаний, гипертексты, мультимедиа;

· Методы поиска и сортировки данных;

· Разработка аппаратно программных средств реализации;

· Распределенные информационные системы. Методы множественного доступа;

· Сети. Глобальные информационные системы. Internet, WEB-технологии.

6. Вычислительные средства. Средства реализации всех задач обработки и передачи информации.

7. Информатика в обществе и природе. Этот раздел наиболее близок социальной сфере, так как в нем рассматриваются следующие вопросы:

qСоциальные, правовые и технические проблемы перехода к информационному обществу (социальная информатика).

· Бионика:

· информатика и живые организмы;

· лечение, анализ биологической активности;

· сохранение равновесия природных систем, поиск стабилизирующих воздействий.

 

 

Существует несколько определений понятия «информатизация». Удачным на наш взгляд является определение А.Д. Урсула: «Информатизация – это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего прогресса цивилизации». Информатизация как и автоматизация содержит в себе как технократическое начало, так и социально-гуманитарное. Поэтому все аспекты информатизации должны рассматриваться с позиций диалектического единства и взаимодействия этих начал [ ].

В то же время необходимо отличать понятия «автоматизация» и «информатизация».

Автоматизация возникла как средство повышения эффективности человеко-машинных систем индустриального общества. Предметное поле автоматизации - управление и обработка информации при помощи ЭВМ и систем, предполагающая участие человека в контуре управления или обработки. Автоматизация повышает эффективность деятельности таких систем и только опосредованно влияет на производство основного продукта индустриального общества – промышленной продукции.

Предметное поле информатизации составляют информация и информационные услуги. Но они же одновременно являются основным продуктом на рынке информационного общества. Манипулируя основным общественным продуктом информационного общества информатизация превращается в социально-экономический процесс, управляющий в значительной степени обществом в целом. Она охватывает весь комплекс социально – экономических проблем развития информационного общества, образует новые предметные области: экономическую информатику, социальную информатику, информационное управление, информационную психологию и ряд других, характерных только для информационного общества.

Поэтому в научной литературе процесс информатизации всегда рассматривается как многоаспектный в техногенной, информационной, экономической, социально-гуманитарной, психологической сферах, государственном, микро- и макроэкономическом управлении.

 

Информатизация охватывает все стороны социально-экономического общественного развития. Она оказывается объективно востребованной в экономической, социальной и культурно-духовной сферах, а условия ее развития определяются технической, информационной оснащенностью общества, его интеллектуальным потенциалом и культурой.

В экономической области информатизация создает новую производственную и рыночную сферу. Управляя информационным продуктом, ресурсом и услугами, она отвлекает на себя основные инвестиции и интеллектуальный потенциал общества. Очень важно, что информатизация в экономической области становится необходимым условием сохранения конкурентоспособности организации, общества, нации. Поэтому экономическая мотивация информатизации общества, нации, группы, личности очень высока.

В социальной и культурно-духовной сфере, понимаемой как «пространство и процесс физического, интеллектуального и культурно-духовного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса», информатизация составляет основу образовательных процессов, выступает средством воспроизводства интеллектуального потенциала общества, нации, группы, личности.

За счет информационных услуг, их качества и оперативности повышаются условия жизни. Особенно это касается категорий людей (инвалиды, пенсионеры и т. д.) с ограниченными возможностями. В определенной мере снижается безработица за счет надомной занятости, выполнения интеллектуальных работ и заказов по информационным сетям.

Информатизация снимает географические, политические и социальные барьеры в общении людей, обеспечивая тем самым свободу личности. Образуются прямые межнациональные культурные связи. Мировые художественные и культурные ценности реально становятся доступными всему человечеству.

Поэтому социальная мотивация информатизации также весьма высока.

Таким образом, экономическое и социально-культурное развитие общества являются главными стимулами информатизации.

В то же время высокая мотивация информатизации есть необходимая, но не достаточная предпосылка ее развития. В обществе должны быть созданы определенные условия ее развития. Рассмотрим их более подробно.

Уровень технического развития. В 70- годы прошлого столетия развитие технических средств было главным тормозом информатизации в глобальном мировом масштабе. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Опережающее развитие технических средств фактически «заставляет» общество применять информационные технологии. Возник феномен отставания способности общества внедрять и использовать информационные технологии в различных сферах деятельности от возможностей технических средств информатизации.

Технический аспект условий информатизации включает две составляющие. Во-первых, это развитие электроники, средств коммуникаций, компьютерных сетей, персональных компьютеров, доступных практически каждому по стоимости и обеспечивающие весь комплекс услуг в информационных сетях, что является основным условием информатизации. Во-вторых, это инструментальные программные средства, обеспечивающие собственно работу всего комплекса технических средств. Сюда относят операционные системы (например, семейство Windows, OS2, Novell), интегрированные пакеты (MS Office), базы данных(Lotus, Oracle, DB2), средства проектирования (AutoCad), графические пакеты (Corel Draw), множество приложений и т.д.

Можно утверждать, что современный уровень технических средств и их производство в развитых странах достаточны для развития процессов информатизации.

Уровень информационного развития. Этот уровень определяют два фактора.

Первый – это средства доступа и получения информации и информационные услуги. Он непосредственно связан с развитием коммуникаций, средств хранения и доступа к информации, механизмов ее распространения.

Второй фактор - это уровень средств поиска и обработки информации, предоставления ее пользователю в наиболее доступной форме. С информационной стороны это эффективные механизмы поиска и адресации в глобальных сетях. С социально-гуманитарной – это направленность поиска и обработки информации на значимые для общества, социальных групп, личности виды деятельности. Именно этот фактор в силу принципа экспоненциального роста знаний информационного общества связан с комплексом психологических проблем информационных стрессов, компьютероманий и фобий.

В частности, в качестве оценки уровня информационного развития конкретной нации, общества может служить степень доступности к сети Интернет.

Уровень информационной культуры. Это мотивация (необходимость), возможность (доступ) и способность (информационная грамотность) общества, социальных групп, личности адекватно воспринимать информацию.

Уровень интеллектуального развития. Это возможность (благоприятная интеллектуально-информационная среда) и способность синтеза обществом, социальными группами, личностью новых знаний. С информационной стороны это эффективные механизмы и средства синтеза знаний (технологии искусственного интеллекта). С социально-гуманитарной – это образовательные технологии и механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества, группы, личности.