Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПЛАН:

1. Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды.

2. Экологическое право.

 

В литературе и в текстах законодательных актов встречаются термины "управление охраной окружающей среды", "управление взаимодействием общества и природы", "управление природоохранительной деятельностью", "управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды", "экологический менеджмент".

Все они означают - совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды.

В России большинство авторов выделяют два вида органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции - осуществляют общее экологическое управление и к ним относятся:

- Президент РФ;

- Правительство Российской Федерации;

- правительства (администрации) субъектов РФ;

- органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальное управление охраной окружающей среды и природопользованием.

Особенность органов общей компетенции - они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ.

К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести:

- определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;

- издание нормативных правовых актов в данной области;

- организация системы федеральных органов исполнительной власти в РФ;

- гарантии соблюдения экологических прав граждан;

- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области экологического управления.

Компетенции Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены многими нормативными правовыми актами - как общими, так и специальными.

Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ, к ним относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации;

- участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;

- реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

- разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

- разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

- осуществление экологической паспортизации;

- регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом от 28.08.1995 г. (в ред. от 21.03.2002 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства.

К вопросам местного значения отнесены:

- владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- обеспечение санитарного благополучия населения;

- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

- благоустройство и озеленение территории муниципального образования и др.

Органы специальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления.

Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.

1. Органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды:

- Министерство природных ресурсов РФ (МПР России);

- Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России);

- Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования.

МПР России - федеральный орган исполнительной власти, который

- проводит государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти;

- осуществляет управление фондом недр, использованием и охраной водного фонда.

МПР России - разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов по следующим вопросам:

а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

б) использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

в) использование и охрана водных объектов;

г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

д) охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

е) особо охраняемые природные территории;

ж) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

з) охрана атмосферного воздуха;

и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются:

- установление лимитов природопользования

- предоставление лицензий на пользование природными объектами.

Госкомэкология России - федеральный орган исполнительной власти, который

- осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды;

- обеспечивает экологическую безопасность и сохранение биологического разнообразия;

- осуществление государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы.

Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:

- осуществлять разработку и реализацию целевых экологических программ;

- принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

- организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

- осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

- согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

- проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

- проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ким требованиям;

- ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

- рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

- предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 161 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования», является федеральным органом исполнительной власти.

Основными функциями данной Службы являются:

а) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

б) государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

в) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;

г) государственный контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции;

д) надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях в пределах своей компетенции;

е) государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции;

ж) государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный экологический контроль);

з) контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничным перемещением отходов;

и) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

к) контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ;

л) контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;

м) надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;

н) лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

о) организация и проведение государственной экологической экспертизы;

п) выдача и аннулирование разрешений и лицензий в соответствии с компетенцией Службы, в частности, на:

- выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на нее;

- размещение, захоронение, перемещение, складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов;

- трансграничное перемещение отходов;

- оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

- вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций;

- транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

2. Органы государственного экологического управления которые осу­ществляют ведомственные, отраслевыезадачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов, это

- Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России),

- Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз),

- Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России),

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет),

- Государственная санитарно-эпидемиоло-гическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ,

- Комитет по геологии и использованию недр,

-Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ,

- департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

3. Органы, которые выполняют отдельные функциив сфере экологического управления.

Например:

- Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр,

- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф,

- Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды,

- Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплексов (лесов, вод, заповедников и др.),

- Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управления определяются законодательством:

- Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651

- Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643),

- Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173),

- Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680),

- Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 г. и др.