Вопрос 3. Этапы разработки бизнес-плана

Приложения

План исследований и разработок

Финансовый план

Организационный план

Организационный план знакомит с формой собственности, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом оргструктуры фирмы.

Ориентиром для составления этого раздела могу быть следующие вопросы:

· Какова форма собственности предприятия (ОАО,ЗАО, товарищество..)

· Кто основные акционеры (пайщики): весь список акционеров для ЗАО, список тех акционеров, кто контролирует более 5% акционерного капитала – для ОАО. Необходимо указать имя и паспортные данные акционера; количество и класс акций; %-ое соотношение акций, которыми владеет данное лицо к общей величине акционерного капитала

· Если форма собственности предприятия - акционерного, то сколько акций и какого класса было выпущено и предполагается выпустить

· Каковы основные положения голосования и выплаты дивидендов

· Кто входит в состав совета директоров и правления фирмы

· Применяются ли формы участия работников в акционером капитале и какие?

· Какова оргструктура фирмы?

Если есть дочерние компании необходимо рассказать и о них.

 

Финансовый план включает в себя 3 основных документа:

· Баланс организации

· План прибылей и убытков

· Прогноз движения наличности

Кроме того, при составлении данного раздела проводится анализ чувствительности – это метод изучения эффекта изменений ЧДД проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта.

Еще одна составляющая этого раздела – это определение источников капитала, необходимого для деятельности фирмы. Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание:

· Предполагаемая система финансирования и ее инструменты (кредит, облигации, акции и т.д.)

· Величина процентов и основных выплат по долгу

· Гарантии или залог финансовых соглашений

· Список текущих кредиторов фирмы

· Налоговые преимущества, которые могут быть получены фирмой

 

В этом разделе должны быть освещены следующие вопросы:

· Величина затрат на НИОКР и сравнение их с затратами конкурентов

· Квалификация и опыт персонала в сфере НИОКР

· Оснащенность отдела исследований соответствующим оборудованием

· Реальные достижения исследовательского подразделения и их вклад в общий успех организации

· Направления НИОКР

· Связи подразделения НИКР с др. подразделениями

· Формы гос. и др. помощи в проведении НИОКР

 

 

1. Определение источников нужной информации. Ими могут стать:

· Учебники по бизнес-планировнаию

· Правительственные учреждения

· Фирмы по управленческому консультировнаию

· Отраслевые издания

· Курсы по составлению бизнес-плана

· Аудиторские фирмы

· Знакомые, коллеги, друзья

2. Определение целей подготовки бизнес-плана. Необходимо привести рациональные доводы, т.к. хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения инвесторов.

3. Определение своих целевых читателей. Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, определенных показателей (например, если фирма ориентирована на финансирование нужно подчеркнуть размеры дивидендов и т.п.)

4. Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвертому шагу - установлению общей структуры создаваемого документа.

5. Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех лю­дей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники - работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и марке­тинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Перед тем как заняться сбором информации, полезно соста­вить вопросник, которой включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.

6. Шестой шаг в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.

Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

· неполное и несистематичное знание предпринимателем сла­бых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта;

· отсутствие периода обучения деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации (ведь планирование - это неотъемлемый компонент управленческой деятельности)

· неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам. И что не менее важно - предприниматель может потерять доверие инвесторов: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап в общем завершает процесс бизнес-планирова­ния, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг Он заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.

ТЕМА 12 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

1. Сущность и основные черты предпринимательства

2. Виды предпринимательства

3. Создание и ликвидация предприятий