Наука о природе зародилась как единое целое в лоне древнегре­ческой философии примерно две с половиной тысячи лет назад.

Гуманитарное знание и особенно искусство выработали в качестве важных или даже главных иные способы познания мира, нежели естествознание. Например, весьма характерными для гуманитарного знания являются интуиция, догадка, то есть иррациональный подход к изучению явлений. Интуиция обладает своими достоинствами и большими возможностями при изучении сложных явлений и при нехватке данных наблюдений, экспериментов.

Редукционизм- это способ объяснять сложные явления путем использования представлений о более простых явлениях.

Можно сказать, что это метод мышления, который проявляется во всех науках, но в разной степени. Велико значение редукционизма в физике, постро­ившей за всю историю своего развития множество теорий, сводящих сложное к известным простым образам. Примером редукционизма является знакомая по школьному курсу физики молекулярно-кинетическая теория газа.

Термин "интуиция" означает некое угадывание результата, который должен был бы стать результатом логического осмысления определенной информации. Если логическая цепь рассуждений прерывается из-за недостаточности информации, то рациональный путь познания невозможен. Интуитивное суждение, базируясь на способности человеческого мозга подсознательно использовать весь имеющийся опыт для преодоления недостатка информации в какой- то частной области, позволяет "перепрыгнуть через незнание".

Для гуманитарного знания характерен целост­ный подход к рассматриваемому явлению. Такой метод - антипод редукционизма.

В гуманитарных науках(в противоположность естество­знанию) распространены этические и эстетические оценки явлений, опирающиеся на определенные исходные моральные принципы исследователей, их субъективные предпочтения и политические приоритеты.

Типичной чертой гуманитарного знания, сдерживающей раз­витие многих его отраслей, является вынужденно приблизительный, не количественный, а качественный характер информации об изучаемых явлениях.

 

Тема 3. Эволюция естествознания

Процесс накопления объективных знаний о мире начался еще при первобытно-общинном строе. Однако совокупность накопленных знаний в то время еще не являлась наукой, т.к. эти знания не были систематизированы и объеденены какими-либо теориями. Зачатки науки появились в рабовладельческом обществе вместе с разделением труда и появлением класса рабовладельцев, оторванных от непосредственного материального производства. Эта группа людей фиксировала знания о природе, приводила их в систему, раскрывала связи и закономерности в явлениях природы.

Практические потребности людей привели к появлению старейших наук – астрономии и математики. Следующим этапом в развитии науки стало появление натурфилософии (от лат. Natura - природа) или философии природы.

В арсенале древнегреческих ученых были лишь простые наблюдения над природой, гипотезы и логические рассуждения. Не удивительно, что их выводы об устройстве природы очень часто оказывались неверными. Однако, несмотря на скудость арсенала, древнегреческая наука сумела предложить несколько основопола­гающих подходов к познанию природы.

Во-первых, в античной (то есть относящейся к эпохе древних греков) науке укрепилась идея о материальной первооснове всех вещей (у разных мыслителей эта первооснова была различной - вода, огонь, воздух).

Во-вторых, важную роль играла идея вечного движе­ния, всеобщей изменчивости вещей (Гераклит, 540-480 гг. до н. э.).

В древнегреческой науке сложились две основные физические концепции или, точнее, программы исследований - континуальная и атомистическая. Континуальная программа отрицала пустоту в природе, рассматривая материальный мир в виде непрерывно запол­няющей все пространство субстанции, в которой совершаются дви­жения. Предполагалось, что эта материальная субстанция беспредельно делима.

Атомистическая программа, напротив, не допускала беспредельной делимости материи: она исходила из предположения, что материя состоит из очень маленьких, невидимых глазу неделимых частичек - атомов (термин "атом" означал "нерассекаемый"). При­верженцы этого учения, то есть атомисты, полагали, что мир - это, в конечном счете, пустота, в которой движутся атомы или их скопления.

1) Свое полное оформление континуальная программа получила в трудах Аристотеля - одного из самых выдающихся умов античной эпохи. По Аристотелю Космос ограничен, имеет форму сферы, в центре которой находится земной шар; за пределами сферы нет ничего - ни пространства, ни времени. В пределах же сферы нет пустоты - все заполняет "первичная материя". Под действием пары из четырех "первичных сил" (горячего, сухого, холодного и мокрого) первичная материя приобретает вид одной из четырех "стихий" (огня, воздуха, воды, земли). "Стихии" могут вступать в различные соединения друг с другом, образуя разнообразные "вещества". Наконец, из веществ образуются различные тела. Аристотель различает "естественные" и "насильственные" движения тел. От центра и к центру Космоса, то есть вниз и вверх - естественные движения земных тел; для небесных светил такими считались круговые движения. Всякие иные движения рассматривались как насильственные. Представления Аристотеля о естественных и насильственных движениях господствовали в науке вплоть до 17 века, когда возникла механика Галилея-Ньютона.

2) Атомистическая физическая программа связана главным образом с именами древнегреческих мыслителей Демокрита и Эпикура. Согласно Демокритув мире есть лишь два "начала": пустота (небытие) и атомы (бытие). Пустота безгранична, в ней нет ни "верха", ни "низа", ни центра. В этом бесконечном пространстве в различных направле­ниях беспорядочно движутся атомы. Атомы бесконечно разнообразны по форме, они имеют крючкообразные зацепки, которые позволяют им при столкновениях скрепляться и образовывать различные тела.

 

 

У Эпикура атомистическое учение отличается большей конкретностью и физичностью. Все процессы он старается объяснить как изменения сочетаний различных атомов. Эпикур, не отрицая субъективной случайности, допускал наличие также объективной случайности в поведении атомов. Таким образом, у Эпикура в наивной форме была выражена гениальная догадка о внутреннем источнике движения материи.

Вообще же атомистическая физическая программа древних греков удивляет исследователей 20 века предвидением многих сторон современной научной картины мира. Однако в свое время эта пророческая программа не получила признания и на долгие столетия была вытеснена континуальной программой Аристотеля. Атомистика стала возрождаться в 17 веке и окончательно восторжествовала лишь в 20-м столетии.