ДЕ1 МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Тема 1. Введение в предемет КСЕ.

Две культуры как отражение двух типов мышления.

Термин «естествознание» в названии курса означает науку, рассматривающую природу в её целостности. Основу естествознания составляют: физика, химия и биология.

 

Термин «концепция» в переводе с латинского означает определенный способ понимания научных результатов, основную идею для их систематического изложения.

Наука – это категория, обозначающая сферу человеческой деятельности, цель которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Наука является частью более общей категории, называемой культурой.

Культура – это исторически определённый уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также созданных материальных и духовных ценностях.

Наука включает в себя две большие подсистемы:

а) естественные науки (естествознание)

б) гуманитарные и социальные науки.

Объектами изучения естественных наук стали все формы неживой природы и простейшие формы живой природы.

Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках явились наиболее сложные формы живой природы, так или иначе связанные с человеком, - человеческое сознание, творчество, общественные явления, а также идеальные системы, созданные человеком (например, языки, право, религии).

В результате автономного существования естественные и гуманитарные науки выработали независимые методы, достигли значительно различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух различных культур: естествен­нонаучной и гуманитарной.

На современном этапе эволюции общества во всё возрастающей степени начинает проявляться неплодотвор­ность существующего разделения культур. Сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов- естественников и гуманитариев. Для современной науки все более характерным становится так называемый проблемный подход, заключающийся в том, что для решения конкретных и важных вопросов науки объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы.

Наблюдается тенденция к сближению, кон­вергенции двух культур, объективной основой которой служит единство всего материального мира и необходимость решения f междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, а также глобальных проблем человеческой цивилизации.

Конвергенция ( взаимопроникновение) проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникно­вение целостного мировидения в естественнонаучную сферу.

Тема 2. Методы и формы научного познания

Существует два типа научного познания: рациональное и эмпирическое.

Рациональное познание – познание действительности посредством разума, теоретические методы познания.

Рациональные методы познания:

1. Абстрагирование – это метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей.

2. Анализ –это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.

 

3. формализация - это метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.

4. Синтез – метод научного исследования явления, процесса или объекта как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

5. Абстракция – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей.

6. Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов данной области, приводящий к появлению новых научных понятий, законов, теорий.

7. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений.

8. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей – теоретических (абстрактных) или экспериментальных (предметных).

9. Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

10. Дедукция – вывод по правилам логики; цепь умозаключений от общих суждений к частным выводам.

11. Аналогия – метод познания, используя который, на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках.

Эмпирическое познание – познание, основанное на чувственном опыте.

Эмпирические методы познания:

1. Наблюдение –метод научного познания, выражающийся в целенаправленном восприятии в рамках поставленной задачи и предполагающий, что исследователь не воздействует на изучаемое явление или объект, а лишь получает информацию о нем.

2. Эксперимент – метод изучения явления посредством его воспроизведения в строго контролируемых условиях.

3. Измерение – совокупность действий, выполняемых с целью определения числового значения величины путем сравнения ее с эталонной величиной или путем использования известных зависимостей данной величины с другими известными величинами.

 

Научный метод познания

Совокупность методов познания, выработанных наукой, образует так называемый научный метод.

Научный метод в наиболее полном виде представлен в естествознании. Поэтому рассмотреть его сущность удобно на примере современного естествознания. Для научного метода характерны:

- четкость и однозначность понятий, которыми оперируют естественные науки;

- экспериментальная и наблюдательная (то есть эмпири­ческая) основа знаний;

- инструментальные (поэтому объективные) методы полу­чения первичной информации об изучаемых явлениях природы;

- количественное описание явлений и математические методы обработки информации;

- широкое применение методов математического моделирования природных явлений, в частности использование вычислительного эксперимента;

- логическая (рациональная) основа и хорошо отработанная методика построения теорий;

- представление об относительности, принципиальной неполноте и неокончательности научных знаний и связанная с этим преемственность теорий:

- стремление к концептуальному единству теоретического описания природы.

"Удельный вес" перечисленных выше черт и компонентов научного метода сильно варьируется от науки к науке.

Одним из важнейших компонентов научного метода является редукционизм, тесно связанный с логической основой естественных наук.