ДЕ1 МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Тема 1. Введение в предемет КСЕ.
Две культуры как отражение двух типов мышления.
Термин «естествознание» в названии курса означает науку, рассматривающую природу в её целостности. Основу естествознания составляют: физика, химия и биология.
Термин «концепция» в переводе с латинского означает определенный способ понимания научных результатов, основную идею для их систематического изложения.
Наука – это категория, обозначающая сферу человеческой деятельности, цель которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Наука является частью более общей категории, называемой культурой.
Культура – это исторически определённый уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также созданных материальных и духовных ценностях.
Наука включает в себя две большие подсистемы:
а) естественные науки (естествознание)
б) гуманитарные и социальные науки.
Объектами изучения естественных наук стали все формы неживой природы и простейшие формы живой природы.
Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках явились наиболее сложные формы живой природы, так или иначе связанные с человеком, - человеческое сознание, творчество, общественные явления, а также идеальные системы, созданные человеком (например, языки, право, религии).
В результате автономного существования естественные и гуманитарные науки выработали независимые методы, достигли значительно различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух различных культур: естественнонаучной и гуманитарной.
На современном этапе эволюции общества во всё возрастающей степени начинает проявляться неплодотворность существующего разделения культур. Сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов- естественников и гуманитариев. Для современной науки все более характерным становится так называемый проблемный подход, заключающийся в том, что для решения конкретных и важных вопросов науки объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы.
Наблюдается тенденция к сближению, конвергенции двух культур, объективной основой которой служит единство всего материального мира и необходимость решения f междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, а также глобальных проблем человеческой цивилизации.
Конвергенция ( взаимопроникновение) проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного мировидения в естественнонаучную сферу.
Тема 2. Методы и формы научного познания
Существует два типа научного познания: рациональное и эмпирическое.
Рациональное познание – познание действительности посредством разума, теоретические методы познания.
Рациональные методы познания:
1. Абстрагирование – это метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей.
2. Анализ –это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
3. формализация - это метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.
4. Синтез – метод научного исследования явления, процесса или объекта как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.
5. Абстракция – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей.
6. Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов данной области, приводящий к появлению новых научных понятий, законов, теорий.
7. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений.
8. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей – теоретических (абстрактных) или экспериментальных (предметных).
9. Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
10. Дедукция – вывод по правилам логики; цепь умозаключений от общих суждений к частным выводам.
11. Аналогия – метод познания, используя который, на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках.
Эмпирическое познание – познание, основанное на чувственном опыте.
Эмпирические методы познания:
1. Наблюдение –метод научного познания, выражающийся в целенаправленном восприятии в рамках поставленной задачи и предполагающий, что исследователь не воздействует на изучаемое явление или объект, а лишь получает информацию о нем.
2. Эксперимент – метод изучения явления посредством его воспроизведения в строго контролируемых условиях.
3. Измерение – совокупность действий, выполняемых с целью определения числового значения величины путем сравнения ее с эталонной величиной или путем использования известных зависимостей данной величины с другими известными величинами.
Научный метод познания
Совокупность методов познания, выработанных наукой, образует так называемый научный метод.
Научный метод в наиболее полном виде представлен в естествознании. Поэтому рассмотреть его сущность удобно на примере современного естествознания. Для научного метода характерны:
- четкость и однозначность понятий, которыми оперируют естественные науки;
- экспериментальная и наблюдательная (то есть эмпирическая) основа знаний;
- инструментальные (поэтому объективные) методы получения первичной информации об изучаемых явлениях природы;
- количественное описание явлений и математические методы обработки информации;
- широкое применение методов математического моделирования природных явлений, в частности использование вычислительного эксперимента;
- логическая (рациональная) основа и хорошо отработанная методика построения теорий;
- представление об относительности, принципиальной неполноте и неокончательности научных знаний и связанная с этим преемственность теорий:
- стремление к концептуальному единству теоретического описания природы.
"Удельный вес" перечисленных выше черт и компонентов научного метода сильно варьируется от науки к науке.
Одним из важнейших компонентов научного метода является редукционизм, тесно связанный с логической основой естественных наук.