Лекция 11. Народы Америки ч.1.

План:

1. Материальная и духовная культура арктических и северных лесных областей Америки.

2. Традиционная культура народов Мезоамерики.

3. Материальная и духовная культура автохтонных этносов тропических лесов Южной Америки

4. Традиционная культура огнеземельцев.

5. Материальная и духовная культура инков.

 

1. Америка не была областью формирования человека. Люди попали туда из Старого Света, когда образование ледников приводило к тому, что на месте нынешнего Берингова пролива возникала суша. Археологические свидетельства говорят о том, что люди проникли из Сибири на Аляску около 12 тыс. лет назад, а оттуда распространились но другим районам Северной Америки, прошли в Южную Америку, достигнув оконечности материка, вероятно, в VIII тысячелетии до н.э.

На Аляске, на севере Канады и на побережье Гренландии обитали группы населения, известного сейчас как эскимосы. Они выработали специализированный хозяйственно-культурный тип, позволивший приспособиться к местным условиям жизни, создающим для человека много ограничений. Основными занятиями обитавших здесь людей были рыболовство и охота на морского зверя, в том числе на таких крупных животных, как киты, а также добыча пушных и других сухопутных зверей и птиц. Важное место занимала охота на оленей. Собирание и заготовка впрок ягод, трав и кореньев служили источником растительной пищи, Добытые животные и рыба использовались во всех сферах хозяйства и быта: мясо и жир служили пищей: жиром отапливали и освещали жилища; из шкур делали одежду, пологи для жилища и постели; из костей животных и птиц изготовляли орудия труда. Недостающую древесину приобретали во время сезонных откочевок к лесным районам или использовали стволы деревьев, выброшенные на берег морскими течениями. Короткое арктическое лето уходило на интенсивную заготовку припасов на зиму. Эскимосам были известны способы консервации разнообразных продуктов (мяса, рыбы и ягод) - копчение, вяление, сушка и др. Охота на морских животных велась и зимой - на тюленей у лунок во льду: при этом охотники проявляли удивительное терпение, часами неподвижно ожидая животное.

Лесные районы Северной Америки были заняты многочисленными племенами относившимися к двум большим семьям языков - алгонкинской на востоке ареала и атапаскской - на западе и в средней части. Основу их хозяйства составляли охота и собирательство, практиковалось рыболовство. Объектами добычи были различные животные (в зависимости от времени года). На Аляске важную роль играл промысел рыбы. Много добывалось птицы. Мясо заготавливали впрок; из шкур животных шили одежду, постели, покрытия для жилищ.

Собирательством ягод (некоторые поедались сразу, другие шли на хранение), кореньев, орехов, растений (некоторые растения имели техническое использование, служили красителями) занимались преимущественно женщины и дети. Индейцам-охотникам северных лесов был свойствен подвижный образ жизни; исключение составляли непродолжительные периоды облавных охот и поколок осенью и весной. Группы в составе нескольких семей (зимой больше, летом меньше) занимали свои охотничьи угодья, в пределах которых они перемещались но мере истощения добычи. Зимняя жизнь была более стабильной - иногда на всю зиму устраивалась лишь одна стоянка; если охотники уходили за добычей далеко, они делали ночевки во временных жилищах.

Зимние жилища представляли собой углубленные в землю полуземлянки, пря­моугольные в плане, с несколькими жилыми и хозяйственными камерами; вход устраивался в виде неглубокого тоннеля. У атапасков жилищем служил так называемый «типи» - конусообразная постройка с деревянным каркасом, обтянутым либо берестой, либо шкурами животных, очаг располагался в центре. Немногочисленную домашнюю утварь изготовляли преимущественно из бересты и кожи.

Из местной пищинаибольшее внимание европейцев привлек «пеммикан». В его состав входили растертое сушеное мясо костный мозг и жир. Смесь могла храниться в берестяных коробах до трех лет и обеспечивала охотников пищей во время длительных экспедиций.

Обитатели северных лесов шили свою одежду главным образом из шкур и кож оленя. Для зимней одежды сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой одежды служили рубаха (у мужчин - ниже колен, у женщин - до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью (ноговицами я мокассипами).

Общественные отношения у большинства групп лесных охотников основы­вались на матрилинейных принципах - счете родства по женской линии и господстве матрилокального брака. Племена делились на две экзогамные фратрии, которые в свою очередь подразделялись на экзогамные роды.

Верования лесных охотников представляли собой сочетание анимизма (одухотворение сил природы) и тотемизма, связанного с почитанием промысловых живот­ных. В обрядовой жизни важное место занимал медвежий праздник; с промысловыми животными соотносился целый ряд запретительных действий (табу) и магических обрядов.

2. Территории от северной Мексики до центрального Гондураса и Никарагуа образуют обширную область североамериканского континента, где культура аборигенов достигла наивысшего развития. Для этой части Америки свойственно чередование разнообразных экологических сред с различными ресурсами, которые мог использовать человек. Полагают, что эти обстоятельства определили регио­нальную хозяйственную специализацию и развитие обмена.

С конца I тысячелетия до н.э. стала развиваться культура майя. Особого расцвета она достигла на полуострове Юкатан в так называемый классический период (I тысячелетие н.э.). Известны сотни церемониальных центров и десятки городов- государств того времени. Основу экономики майя составляло земледелие с использованием простейших орудий, топора и палки-копалки, сформировались ремесла. Необходимость знания циклических изменений погоды привела к раз­работке сложной календарной системы, дававшей возможность рассчитывать время на многие годы вперед и предсказывать солнечные затмения. У майя далеко зашло расслоение общества,выделились знать и жречество. Появилась писменность.

Крупные центры майя пришли в упадок к концу первого тысячелетия н.э..В это время в центральной Мексике появляется культура тольтеков, влияние которой распространилось на юге до Гватемальского нагорья. Она сменилась последней великой цивилизацией Мезоамерики доколониального времени, носителем которой были ацтеки.

Ко времени прибытия испанцев Мезоамерику занимало множество народов, говоривших на языках разных лингвистических семей. К юто-астекской относились языки нахуталь (язык астеков). кора-уичоль, кахита-тараумара. пима-тепехуана. В семью михе-соке входили языковые группы михе и соке. в майя-киче астекская, майа и другие, в макроотомийскую - группы миштекская, пополакская, сапотекская, отоми и чинантекская. Были представители и языков хока.

Вторжение астеков завершило переселение народов нахуа с севера в долину Мехико. В начале XIV в. они обосновались на болотистом острове озера Гескоко и основали город Теночтитлан. Через столетие, во главе коалиции с соседними городами Тескоко и Тлакопан, они вели войны с другими народами. В результате войн было создано огромное политическое объединение, простиравшееся от порогов Атлантики до тихоокеанского побережья.

Основу хозяйства астеков составляло выращивание маиса на орошаемых полях; возделывали много других растений: фасоль, тыкву, перец, какао, авокадо,ананас и другие, а также табак, хлопок и разновидность агавы. Последний использовался очень широко: колючки служили иглами, ствол - строительным материалом, корни поедались, из листьев делали кровлю, из очищенных волокон -ткани и бумагу, из сока готовили сладости и опьяняющий напиток. Практиковались также рыболовство и охота, которые были, скорее, уделом знати. Разводили собак, индюков и пчел, а кроме того - кошениль (мелкое насекомое из отряда полужесткокрылых) для получения красителя-кармина.

Большого совершенства астеки достигли в обработке камня. Из обсидиана получали длинные узкие лезвия, служившие ножами, бритвами и наконечниками для оружия. Ювелиры оправляли драгоценные камни в золото. Вершиной их искусства считаются мозаики с использованием аметиста, горного хрусталя, бирюзы, жумчужин. раковин и других материалов. Из обсидиана делали зеркала и маски. Обрабатывали медь, серебро и золото - холодной ковкой или плавлением.

Мужчины были заняты земледелием, служили воинами, администраторами, занимались специализированными ремеслами, рыбной ловлей, а также изготовлением керамики, корзин, циновок, оружия и ювелирных изделий.

У астеков была хорошо организована торговля. Торговля была как меновой, так и посредством общепринятых эквивалентов: ими служили зерна какао, небольшие кусочки хлопковых тканей, медные топоры, трубочки с золотым песком.

Некоторые исследователи считают основной социальной ячейкой у астеков большую неразделенную семью, состоявшую из двух-трех парных. У астеков было двадцать кальпулли, они имели свои храмы и некоторые общественные сооружения, расположенные вокруг площади. сгановившейся. таким образом, центром общины. Кальпулли владели землей, предоставляя ее в пользование семьям. Каждый мужчина имел право получить участок для содержания семьи. Землю можно было обрабатывать самому или сдавать в аренду члену кальпулли. Земля передавалась по наследству сыну, младшему брату или племяннику по мужской линии. Земля не являлась собственностью одного человека, он не мог ее продать, и она возвращалась в кальпулли, если нс обрабатывалась два года или вырождалась мужская линия.

Успешные войны ацтеков и увеличение богатств привели к заметному расслоению ацтекского общества. Нижнюю его ступень занимали рабы. Ими становились: должники, в особенности игроки в азартные игры; преступники;

Основную часть свободного населения составляли земледельцы. Они платили налоги, выполняли разного рода повинности. Среди общинников выделялся слой старейшин, освобожденных от налогов и не участвовавших в производительном труде. Особые прослойки составляли профессиональные торговцы и ремесленники.

Для ацтекской религии были свойственны жестокость ритуалов, высокая степень символизма и мистицизм. Они почитали множество богов разного уровня и значимости - личных, домашних, общинных и племенных. Среди последних особое место занимали: Уитцилопочтли - бог войны: Тескатлипока («Дымящееся зеркало») - вечно юный бог правосудия, ночи и Кетцалькоатль («Пернатый змей») - бог ветра и воздуха. покровитель жрецов.

Помимо этого почитали бога и богиню маиса. Богам служило целое сословие жрецов различных ступеней, формировавшееся из младших детей знати. Высшими иерархами были жрецы богов Уитцилоночтли и Тлалока: они являлись советниками верховного правителя и членами племенного сонета. Верили в загробную жизнь: в зависимости от рода смерти душ умерших отправлялись либо в подземное царство Миктлан, либо в страну бог Тлалоки. считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Это высшей чести были достойны храбрые воины, люди, принесенные в жертву, также женщины, умершие при родах. Существовала сложная система ритуалов состояла из цикла празднеств, привязанных главным образом к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов стали разное образные танцы и игры в мяч. Но главными, видимо, следует считать человеческие жертвоприношения, где важное место занимала кровь жертвы.

3.Тропические леса Южной Америки расположены главным образом в бассейнах рек Ориноко и Амазонки. В XVI в. тропические леса населяли многочисленные народы, относившиеся к таким крупным языковым семьям, как аравакская, карибская и тупи-гуарани. Араваки занимали в основном западную часть бассейнов Ориноко и Амазонки, а отдельные группы проникли далеко на юг, за Амазонку. Большая часть карибов проживала к северу от Амазонки восточнее Рио-Негро. Тупи-гуарани занимали по преимуществу южную часть бассейна Амазонки и побережье Атлантики между устьями этой реки и Ла-Платы. Представители разных языковых семей нередко расселялись впе­ремежку.

Хозяйство обитателей тропичсских лесов базировалось на подсечно-огневом земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, значение которых зависело от местных условий. Там выращивали маниоку и маис (помимо других культур), содержали множество черепах в специальных ограж­дениях. Озера изобиловали рыбой, в большом количестве водилась птица. Добычей становились также ламантины и кайманы. Из диких растений наиболее употре­бительны в птце были гигантская водяная лилия Виктория регия, у которой поедались корни и семена, и дикий рис.

В пищу шли растения как с огородов, так и собранные в диком состоянии. Особенно большого мастерства достигли обитатели тропических лесов в обработке горькой маниоки, клубни которой содержат вещества, превращающиеся, когда клубни отделены от ствола, в сильный яд (синильную кислоту). Клубни промывали, очищали от кожи, растирали на терках (обычно деревянных досках, армированных осколками камней), отжимали полученную массу и специально сплетенных рукавах и запекали ее в виде круглых лепешек на раскаленных глиняных сковородах.. Этим способом обитатели тропических лгсов, где очень затруднено хранение пищи, могли создавать себе запасы как на сезоны с недостаточным обеспечением пищи, так и для переходов на длительные расстояния. Вариантом обработки маниоки было получение из нее муки спекшуюся комочками массу измельчали в муку.

Лодки были почти у всех обитателей региона, их делали из коры или иыдалбливали каменными топорами и теслами с помощью огня из отколов деревьев.

Общественное устройство земледельцев тропических лесов Южной Америки нарьировало от небольших общин, сохранявших тесные родовые связи по женской и мужской линиям, до крупных образований с усложненной социальной структурой. где уже выделились военные предводители.

4. На крайнем юге Южноамериканского континента, на островах Огненной Земли и в прибрежных материковых районах, сложился специализиронанный морской промысел, базировавшийся на охоте на морских животных, сборе моллюсков и рыбной ловле; практиковались также наземные охота и собира­тельство. В древности этот хозяйственно-культурный тип был известен практически на всех побережьях Южной Америки, как и но многих местах Северной. Наиболее известные его представители - алакалуфы и ягана (ямана). Алакалуфы занимали западную часть региона. Они ловили рыбу, собирали моллюсков и охотились на птиц, проводя большую часть жизни в лодках. Орудием охоты им служил лук. Ямана занимали южное побережье архипелага. Их существование также зависело от ловли рыбы, сбора моллюсков в сочетании с охотой на животных и птиц. Мужчины охотились, а женщины помимо ведения домашнего хозяйства занимались ловом рыбы и собирательством. Объектами охоты были тюлени, дельфины, выдры. Тюленя били с лодки гарпунами или на лежбище оглушали дубинами и добивали копьями. В некоторых местах охотились на гуанако.

Орудиями для обработки древесины служили раковины и скребки. С их помощью изготовлялись гарпуны и копья разных размеров, а также лук и стрелы. Наконечники гарпунов, копий и стрел были костяными, деревянными либо каменными. Птицу (уток, пингвинов, бакланов) били из луков и при помощи пращей. Моллюсков собирали во время отлни. подбирали также морских ежей и крабов (их могли лостапать и с глубины при помощи специальных копий). Рыбу ловили с лодок. Ямана не знали крючков, и лет осущесгвлялся петлями. На прибрежных скалах собирали птичьи яйца.

Пищу готовили без специальных сосудов. Моллюсков пекли на костре в раковинах, мясо жарили на камнях или угольях, рыбу, птицу и яйца запекали. Западные ямана и алакалуфы сооружали из ветвей легкие хижины овальной формы с куполообразной кровлей, на востоке они имели коническую форму.

5. Область обитания инков включает в себя побережье и высокогорье Анд, входящие ныне в состав Эквадора, Перу. Боливии и северного Чили.

К началу испанского завоевания всей этой огромной территорией управляли инки, которые на протяжении примерно столетия путем военных союзов и завоеваний создали огромное государство, протяженностью с севера на юг около 4 тыс. км и с населением около 10 млн человек, столицей которого был г. Куско. Здесь проживали многочисленные народы, относившиеся к следующим языковым группам: мочика (северное побережье), кечуа (область Куско). аймара (южные районы плоскогорья); языки многих народов, упоминаемых в испанских источниках, не поддаются классификации из-за недостатка лингвистических данных, Сами инки говорили на одном из языков кечуа.

Народы, населявшие «империю» инков, занимались главным образом земле­делием. Землю вскапывали при помощи узкой деревянной лопаты, снабженной упором для ноги. Женщины и дети убирали камни и разбивали комья земли. Посадку растений делали с помощью заостренной палки, прополку - каменными мотыгами; применялись и бронзовые наконечники орудий. Земли орошались и удобрялись.

Главной культурой был маис. Его размалывали в муку, но чаще потребляли пареным или жареным (обработке подвергался весь початок). В горах маис замещался другой зерновой культурой, киноа (просообразное растение), из нее готовили каши. Там же выращивался картофель, который потребляли в разных видах. На побережье высаживали фасоль, бобы, тыкву, маниоку, томаты, перец и ряд других культур, а также фруктовые деревья. Разводили и технические культуры, хлопок и магей. Листья коки использовались в качестве тонизирующего средства, табак - как лекарство.

Практиковались охота и рыболовство. Там, где земледелие было малопро­дуктивным, основу хозяйства составляло разведение лам и альпак. Каждая община имела свое стадо. Ламы служили для транспортировки грузов с помощью вьюков и давали шерсть; альпаки использовались только для последней цели, их шерсть особенно ценилась за свои качества. В пищу эти животные шли очень редко.

Инки добывали руды и выплавляли металлы, в том числе несколько видов бронзы. Из нее отливали орудия (топоры, ножи, навершия мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и прочее) и украшения (бубенчики). Иикские мастера знали разные способы обработки металла.

Жилища в горах возводили из камня, они имели двускатные кровли, узкие двери, закрываемые циновкой. Внутреннее пространство могло разделяться легкими перегородками. На побережье жилище строили из сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной. Окон в жилищах не было. Мебель отсутствовала. Из утвари пользовались сосудами из глины и тыквы, корзинами, деревянными ложками, каменными ступами и зернотерками. Женщины пряли шерсть и хлопок с помощью веретена ткали разнообразные ткани, от очень тонких до ковровых.

Основной ячейкой общества инков была айлью - соседская община. Она распоряжалась отведенной для нее землей: ее члены, как правило, жили в одном селении. В общине насчитывалось около сотни жилищ, в каждом из которых обитала одна семья. Помимо жилого дома, в хозяйство входили хлев. амбар и огород. Возделываемые земли периодически перераспре­делялись между семьями. Члены общины обрабатывали также государственные земли (ноля Инки) и храмовые (поля Солнца). Они имели равное право на пользование общинными лесами и выпасами.

Общинники покоренных земель должны были нести трудовую повинность (мита) в пользу государства: мужчины – строить мосты, каналы, дороги, крепости и храмы, а женщины - прясть, изготовлять ткани. Над общинниками стояла местная знать, которая следила за исполнением работы общинниками и сбором налогов. Выше нее находились инки, занимавшие самые высокие административные и жреческие должности, являясь в определенной мере замкнутой кастой, члены которой приобретали свое положение по рождению. Земли для них возделывали общинники. Кроме того, в личном услужении у них находились молодые люди из покоренных племен. Территории, которые были подчинены инкам, делились на четыре больших провинции, во главе каждой стоял свой правитель, который подчинялся верховному вождю - Верховному Инке.

Инки владели разнообразными положительными знаниями- Для наблюдения за небесными светилами в Куско были построены обсерватории. Инки пользовались как лунным, так и солнечным календарем. Детей знатных лиц обучали в школе. Там они в течение года учили язык кечуа, который был государственным, затем религию и связанный с ней календарный цикл и так называемое «узелковое письмо» (кипу).

Инки не знали настоящей письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с помощью кипу - завязанных узелками шнурков, где посредством цвета, положения и формы шнурков, а также положения узлов можно было отразить не только вид и качество подати, но и обозначить время, в том числе календарные даты и т.д.

В религиозных воззрениях народов, входивших в состав инкского государства, заметный слой составляли тотемические верования, культ предков, а также культы природных сил. Каждая айлью почитала своего тотемического предка; покровителей имела и каждая семья.

Верховными божествами были Инти (солнце), Ильярна (гром) и Килья (луна). Другими божествами государственного уровня были Мамакоча (море), Пачамама (мать-земля) и Виракоча (творец мира). Наиболее почитаемым у инков был бог-Солнце. С' его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся «Детьми Солнца». Храм бога-Солнца находился в Куско; помимо изображения Солнца в виде золотого диска, | ам находились изображения Виракочи и Луны.В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни: раковины. перья, драгоценные камни и металлы, домашних и диких животных и т.д. В храме Солнца в Куско каждое утро приносилась в жертву белая лама. В отдельных случаях (война, землетрясение, эпидемии, смена правителя) жертвами могли стать люди.

Ко времени прихода европейцев в Америку местные жители освоили практически все природные области - холодные и безлесные пространства севера. засушливые полупустыни, открытые травянистые равнины, густые леса, холодные высокогорья, а также богатые ресурсами побережья.