Славянофилы и западники. Их роль в истории России.

Отмена Крепостного права 1861 г. и социально-экономические преобразования в России.

Крестья́нская рефо́рма(отмена кр права) —в 1861 году, упразднившая крепостное право в Рос империи. Первая по времени и самая значимая реформа Александра II; Манифест об отмене креп права, но кр-не не имели земли. Суть: крер кр-не получали личн свободу, кр-не платили не за свободу, а за землю, до внесения полного выкупа кр-не времен обязанные = отбывали барщину, гарант кр платежей – кр община, у кр-н отрезали часть земли, кот они обрабат для себя до реформы, это заклад базы для обнищан и обземелив кр-н. Вопрос крепостничества по сути не был решен.

Созд первые органы метного самоуправ, земские депутаты. Всесосл выборное пред-во в губерниях кр-не получали впервые.1864 года. введение суда присяжных заседателей и присяжных адвокатов; гласность, состязательность и бессословность судопроизводства, создан общенародный и общедоступ (даже кр) суд. Решение суда присяжных не подвергалось пересмотру. (город самоуправ) 1870 года —цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Возможность развития бизнеса для мещан. Вводились Городские думы, занимав хозяйст проблемами города. Устав о воинской повинности 1874 года, переход от рекрутского к всесословной воин повинности. Переоснащение армии, новые виды вооруж (гладкост винтовки), паровые воен-мор суда.

 

Западники : Р. должна идти по пути развитию Зап Евр (Петр 1). Конст монархия, свобода предпр-ва, рыночн экон-ка. Славянофилы: должна идти по своему пути. Самобытный путь развития.Сила власти –царю, сила мнения народу – главный лозунг. Деления на сословия, а не ср класс.

Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

 

18.Основные течения общественно-политической мысли в России в конце XIX – начале XX вв. Особенности развития Российского капитализма.

Девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, когда представители различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма сформулировали и попытались дать ответы на наиболее острые для русского общественного сознания того времени вопросы: о соотношении личности и власти; об упорядочении государственного устройства и оптимальной форме правления; о путях социально-экономического развития и способах решения аграрного вопроса; о правовых гарантиях свободы индивида и роли интеллигенции в социальном процессе; об исторических судьбах России и ее отношениях с Западом. К 1 рев-ции 1905 года образ след партии: Союз рус народа (консерв «черносотенцы», сохр самодерж, преоблад нац-зма, основа- правосл традиции, Дубровин), Союз 17 октября («октябристы», либер партия, Шипов), Конст-демокр («кадеты», либер, Милюков), РСДРП – Соц Дем Раб (революц, Ленин), Социал-револ (революц, «эсеры»).

Особенности Р. капит-ма: задержка развит, нет конкуренции-нет развития. регулир роль гос-ва, сохр феод пережитки (переплет капит с феод), наличие мелкотовар пр-ва, дом труда и кр.промыслов, привлекат рос рынка для иностр капит-ов. (ресурсы, дешевые раб руки, покровит политика царизма, высокая норма прибыли!). Но Р. не преврат в колонию. Р. – первая в мире по темпам эк развития. С 1905 приоритет госва склон к аграр сектору.