Ломка старых русских традиций и зарождение новой культуры. Цивилизационный раскол русского общества

Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого.

Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княже­ским фамилиям.

Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника — велел принести ножницы и самочинно обре­зал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак — своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифферен­цированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) — огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Это было со­зна­тельное противопоставление нового, современного, удобного — старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддер­живать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость — подготовка к службе, а счастье — следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государствен­ный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодер­жавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство — не грех, а признак избранности Богом. Проис­хо­дит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам и последствиям. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

 

Учебная литература:

1. Апальков В. С. История Отечества [Текст]: учебное пособие/ В. С. Апальков.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Альфа-М, 2008.- 544 c.

2. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Текст]: учебник: Учебник/ И.Н. Кузнецов.- 999.- М.: Дашков и К, 2007.- 812 c.

3. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XX в. [Текст]: учебное пособие. В 2-х томах. -2008.

4. Скворцова Е. М. История Отечества [Текст]: учебник/ Е. М. Скворцова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Юнити-Дана, 2008.- 845 c.

5. Семин В.П. Отечественная история [Текст]: учебное пособие/ В.П. Семин.- М.: Акад. Проект, 2007.- 557 c.

 

Источники и научные исследования:

 

1. Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. [Текст]: монография – М.: Вече, 2007. – 416с.

2. Татищев В. История Российская. [Текст]: монография. В 3 т. Т.2. – М.: АСТ, 2006. – 732с.

3. Века А. В. История России с древнейших времен до наших дней: научно-популярное издание [Текст]: монография/ А. В. Века.- Мн.: Харвест, 2007.- 896 c.

4. Переверзенцев С.В. Россия: великая судьба [Текст]: справочное издание/ С.В.- М.: Белый город, 2006.- 704 Алексеев С.В. Владимир Святой. Создатель русской цивилизации. – М., 2006.

5. Буганов В. Петр Великий и его время.- М., 1989.

6. Павленко П.И. История Петра Великого. – М., 2006.

 

Вопросы для закрепления знаний:

1. При каких обстоятельствах Петр I пришел к власти?

2. Какие государства Петр посетил во время «великого посольства»?

3. Назовите годы азовских походов?

4. Какие реформы провел Петр I?

5. Какой мирный договор подпишет Россия со Швецией?

6. Что такое «протекционизм» и «модернизация»?

Тема № 11. Россия в период «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.)

План:

1. Политическая ситуация в России после смерти Петра I. Екатерина I у власти.

2. Кондиции 1730 г. и воцарение на российском престоле Анны Ивановны. Э.И. Бирон.

3. Дворцовые перевороты середины века. Правление Елизаветы Петровны (1741-1761гг.)

4. Прусская политика Петра III (1761-1762 гг.)

Цель: изучить особенности политического развития Российской империи в эпоху дворцовых переворотов.

Ключевые слова: «дворцовые перевороты», фаворитизм.