Рефлекторная деятельность мозга.

Кора больших полушарий.

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария состоят из правой и левой половин, соединенных между собой мозолистым телом. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3-4мм. Этот слой называется корой больших полушарий. Остальная часть – белое мозговое вещество.

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Эволюция коры больших полушарий идет по пути увеличения ее поверхности за счет возрастания количества и глубины борозд и извилин. Кора больших полушарий - непосредственная материальная основа психических процессов у животных, мышления и создания у человека.

В коре обоих полушарий различают четыре части:

·лобные доли – высшие отделы человеческого мозга. Они играют важную роль в организации целенаправленной деятельности. При повреждении лобной доли больной не может сосредоточиться на цели. Он ведет себя как автомат;

·затылочная доля – центр зрения;

·височная часть – центр слуха и обоняния;

·теменная часть – центр кожных ощущений.

Полушария мозга выполняют разные функции. Правое и левое полушария являются ассиметричными. Они «ведают» противоположенными половинами тела (левое полушарие – правой половиной тела, правое полушарие – левой половиной тела). Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Правое полушарие – «образное», эмоциональное. Ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только художественном, но и научном.

Кора больших полушарий объединяет деятельность отдельных центров в единое целое.

Кора больших полушарий испытывает воздействие разных сигналов. Большой вклад в понимании того, как связана работа мозга с психологическими явлениями и поведением внес И.М. Сеченов. Его идею продолжил и экспериментально доказал И.П. Павлов. Основная форма взаимодействия организма с окружающей средой – рефлекс.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение. Рефлекторные взаимодействия могут возникать под влиянием внешних (звук, свет, вкус, запах, температура и т.д.) и внутренних раздражителей (изменения в деятельности внутренних органов).

В рефлекторном механизме различают три части: чувствующую, центральную и двигательную. Раздражитель вызывает процесс возбуждения рецепторов чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.

Рефлексы по происхождению бывают врожденными и приобретенными. И.П.Павлов классифицирует их как условные и безусловные.

Безусловные рефлексы – это функция низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой головного мозга.

Условные рефлексы – это функция коры больших полушарий. Условные рефлексы требуют определенных условий для их выполнения.

Оба вида рефлексов выполняют функцию связи организма с окружающей средой.

Работа коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух противоположенных нервных процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение приводит кору больших полушарий к активной деятельности, к установлению новых условных связей. Торможение приводит к прекращению возбуждения, к блокировке временных связей. Но это не прекращение деятельности. Это тоже активный процесс.

Кора больших полушарий получает разнообразные сигналы, которые идут как извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал в своем «Учении о двух сигнальных системах» два принципиально отличных типа сигналов.

Сигналы это предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные раздражители И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Причем слово выступает в трех видах – слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Вторая сигнальная система – общественной жизни человека и присуща только ему. У животных второй сигнальной системы нет.

Условные рефлексы формируются в условные временные связи. Эти связи объединяются в целые системы. Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обуславливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.

Динамический стереотип – результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Чем старше и прочнее стереотип, тем он длительнее сохраняется, тем труднее его переделать.

Вскоре после открытия условно-рефлекторного учения были открыты и описаны другие пути приобретения живыми существами жизненного опыта.

Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями.

Викарное научение – приобретение человеком знаний, умений и навыков через наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Сегодня идеи И.П. Павлова послужили основанием для создания более современных прихофизиологических теорий, объясняющих поведение человека. Рефлекторная теория получила свое дальнейшее развитие в работах за П.К. Анохина,М.В.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Соколова, Ч. А. Измайлова.