Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.
Например, вызывают конфликт:
· незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»);
· негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»);
· настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести;
· указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);
· решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);
· неуместная ирония, сарказм;
· ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых— «выпустить пар».
Конфликтогены - это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И.С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см. схему 88).
Схема 88
Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:
· не употреблять конфликтогенов.
· не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
· делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).
Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М.М. Рыбакова и др.). Так у подростков - это потребность в самовыражении и самоутверждении; «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т.п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.
Конфликтогены юношеского возраста - это переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви и другие.
Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т.п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т.п.).
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.
2.Раскройте структуру и функции педагогического общения.
3.Назовите и охарактеризуйтезакономерности педагогического общения.
4.Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профессионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?
5.Дайте характеристику возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.
6.Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определите понятие «педагогический конфликт».
7.Назовитеэтапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем.
8.Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику.