Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся

 

Один из способов достижения рационализации учебной деятельности – это применение рациональных приемов и методов самоорганизации своей работы учащимися.

Самоорганизация деятельности рассматривается как деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Рассмотрим сущность и методы самоорганизации учебной деятельности школьников (см. схему 48).

Схема 48

 

 

Самоорганизация учебной деятельности должна начинаться, как правило, с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Самопознание включает следующие методы: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика. Самоанализ рассматривается как рациональное исследование человеком своих состояний и качеств. Самонаблюдение имеет две стороны: первая – это наблюдение за своим внутренним состоянием, проявлением мысли, чувства, воли и т.д.; вторая – взгляд на себя со стороны, наблюдение за умственной деятельностью, соотнесение ее результатов с поставленными целями. Результатом самонаблюдения является описание учеником самого себя – самохарактеристика, которая может отражаться в дневнике самонаблюдений.

Следующим важнейшим методом самоорганизации деятельности является самоконтроль – самостоятельное регулирование и направление личностью своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. В учебной деятельности самоконтроль предполагает постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в учебном заведении.

Метод самоконтроля имеет интегрированный характер, он включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов. Особое внимание в процессе самоконтроля следует уделять планированию – выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с личными целями. По ходу самоконтроля с целью повышения эффективности самоорганизации деятельности целесообразно применять следующие приемы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самокоррекция. По мнению А.С. Зубры, самоконтроль выполняет две важнейшие функции: сдерживающую и функцию положительной направленности личности. Следует отметить, что именно в способности к самоконтролю проявляется уровень культуры личности школьника и степень его самоорганизации.

Методы самоанализа и самоконтроля тесным образом связаны с методом самооценки. Самооценка – это оценивание личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств, действий, результатов деятельности и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний ученика, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Она является важным регулятором поведения ученика и его учебной деятельности, влияет на эффективность умственного труда и дальнейшее развитие культуры личности.

Необходимо помнить, что при всем стремлении учащихся самостоятельно организовывать процесс учения требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учеников к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рационализация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности».

2.Осуществите классификацию различных видов дидактических средств.

3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения.

4.Проанализируйте требования к учебникам и учебным пособиям.

5. Представьте области применения компьютерных средств обучения в учебном процессе.

6. Раскройте сущность рациональной организации учебной деятельности школьников.

7.Обоснуйте методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.