Либеральные реформы 1860-х – 1870-х годов.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления.

После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 году была проведена земская реформа.1864 год – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства) – это были выборные представительные учреждения из представителей всех сословий, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах (в губерниях и уездах). Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй - избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей - крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы - земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 года создало в городах всесословные органы – городские думы и управы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали:

ü владельцы недвижимости в черте города;

ü содержатели торговых и промышленных заведений;

ü обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.

Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа – 1864 год.

«Новые судебные уставы» 1864 года вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали:

§ всесословность суда,

§ гласность суда, то есть право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах

§ независимость суда от администрации,

§ несменяемость судей,

§ гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник),

§ опрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций.

Ø Сенат – высшая судебная и апелляционная инстанция. Заседания имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности. Апелляцияобжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра решения.

Ø Судебная палата рассматривала особо важные государственные и политические преступления.

Ø Окружной суд – рассматривал сложные уголовные и гражданские дела с участием 12 присяжных заседателей (решения, вынесенные окружным судом, не апеллировались).

Ø Мировой суд – мелкие гражданские дела (1 судья);

Ø Волостной суд – сословный суд для крестьян, военных, духовенства

Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду.

Военная реформа – 1874 год (автор – военный министр Д.А. Милютин).

Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Ключевым элементом реформы стал закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время на 40% и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 году были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.

Гимназии были разделены на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения, с 1871 года стали называться реальные училища). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 году новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 году. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.