Знаний и умений по биологии

Нетрадиционные уроки биологии

Таблица 6.3 – Классификация нетрадиционных уроков (по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения)

 

Типы уроков Варианты нетрадиционных уроков
Уроки формирования новых знаний Интегрированные (межпредметные) уроки Учебные конференции (пресс-конференции) Уроки-экскурсии (путешествия) Уроки – исследования
Уроки обучения умениям и навыкам Практикумы Уроки-диалоги Уроки с ролевой, деловой игрой
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Повторительно-обобщаюшие диспуты Семинары внеклассного чтения Игровые уроки: КВН, «Поле чудес» и др. Уроки-конкурсы Уроки – соревнования Уроки инсценировки (Урок-суд, урок-концерт)
Уроки проверки и учета знаний и умений Уроки-консультации Зачетные уроки Уроки-викторины Защита творческих работ, проектов

Тема 7 «Методики проверки и учета знаний по биологии»

1. Проверка знаний учащихся: виды и методы, формы контроля знаний и умений по биологии

2. Требования к домашним заданиям

3. Оценка знаний, интегральная 10-ти балльная система оценки знаний учащихся

4. Тестирование как форма контроля учебной деятельности

5. Основные положения методики повторения на уроках биологии

1. Проверка знаний учащихся: виды и методы, формы контроля

В соответствии с законодательством РБ (п.9 ст.36 Закона РБ «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 года) Министерство Образования РБ Приказом от 1.12.2006г. утвердило Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.

Согласно Правилам выделяется три вида аттестации учащихся: текущая, промежуточная и итоговая. Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе).

*Следует отметить, что существуют и другие классификации вида контроля знаний (предварительный, текущий, периодический и итоговый (заключительный).

Таблица 7.1 - Виды контроля знаний учащихся по биологии

Вид контроля Краткая характеристика
Предварительный (ориентировочный) Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся
Периодический (тематический, рубежный) Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы
Итоговый Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)