Внешний фактор в афганской революции
Внешний фактор был крайне неблагоприятен для Афганской революции: все соседние страны, за исключением СССР, исламский мир и Запад в целом по разным причинам противодействовали режиму НДПА (а это, в свою очередь, деформировало курс революционных преобразований в Афганистане). Пекин видел в установлении просоветского пуштунского режима в Кабуле часть советского плана военно-политического окружения Китая и следующим шагом ожидал дестабилизацию через пуштунов дружественного Китаю Пакистана с последующим его распадом. США не могли позволить себе дальнейшего ослабления американских позиций на Среднем Востоке после победы исламской революции в Иране. Режим Хомейни в Тегеране рассматривал Афганистан в качестве объекта для экспорта исламской революции. Война с Ираком воспрепятствовала более активному вмешательству Тегерана в гражданскую войну в Афганистане. Основной базой афганской контрреволюции стала пакистанская территория.
К моменту Апрельской революции на пакистанской территории находились и уже действовали военные центры двух основных фундаменталистских организаций, наследниц "Мусульманской молодежи" - Исламской партии Афганистана (ИПА) под руководством Хекматиара и Исламского общества Афганистана (ИОА) под руководством Раббани. С 1979 г. возникают другие аналогичные организации в Пакистане и Иране, настроенные на решительную борьбу с революционным режимом в Кабуле. В 1982 г. произошло объединение организаций пакистанских моджахедов в "Альянс семи" (Пешаварская семерка), а в Иране в "Союз восьми" (преимущественно шиитский).
Основные усилия оппозиционных сил "семерки" и "восьмерки" были сосредоточены на работе с племенами с целью привлечения на свою сторону уже подготовленных боевиков из племенных отрядов самообороны. С появлением в Иране и Пакистане множества афганских беженцев (по максимальным оценкам число их достигло 5 млн. чел.) фундаменталистские партии резко расширили свою социальную базу. С образованием лагерей беженцев лидеры ИПА-ИОА установили контроль над распределением международной помощи Западных и исламских государств (предварительно весь объем этой помощи проходил через пакистанские спецслужбы, что обусловило материальную заинтересованность Исламабада в росте количества беженцев и длительном существовании лагерей). Москва длительное время уклонялась от удовлетворения просьбы руководства ДРА-НДПА о прямом советском вмешательстве в гражданскую войну, инспирируемую с пакистанской территории, мотивируя отказ необходимостью для революции самой уметь себя защищать. Отказ СССР от политики невмешательства в афганские дела был обусловлен сочетанием целого ряда факторов:
- благодаря наращиванию помощи США и консервативных арабских режимов, численность полурегулярных мятежных формирований, опирающихся на Пакистан, достигла к концу1979 г. 40 тыс. чел. Возникла реальная опасность в случае поражения революции установления в Афганистане теократического режима и переноса борьбы, по заверениям Хекматиара, в среднеазиатские республики СССР "под зеленым знаменем джихада".
- без прямого советского военного вмешательства не представлялось возможным ликвидировать террористическую диктатуру Амина (к тому же, отказ Москвы удовлетворить неоднократные просьбы Амина о военном вмешательстве для спасения его режима создавали реальную опасность внешнеполитической переориентации на США или КНР).
- фактором в пользу ввода советских войск в ДРА было общее похолодание международных отношений в к. 70 гг. (Д. Картер на неопределенное время затормозил процесс ратификации Договора ОСВ-2; США создавали "силы быстрого развертывания"; на декабрьской 1979 г. сессии НАТО была одобрена Программа размещения в Европе новых американских ракетных систем (решение о вводе ОКСВ в ДРА было принято на следующий день после этого НАТОвского решения и было "асимметричной частью адекватного ответа", обещанного Москвой на ракетно-ядерное решение НАТО в Европе). Что касается догм "социалистической ориентации" и "необходимости для СССР помогать революциям в других странах", то они были в основном орудиями идеологического обоснования уже принятых прагматических военно-политических решений. Таким образом, Афганистан стал частью глобального противоборства двух Великих Держав, двух систем. Главной целью советского военного присутствия первоначально являлось оказание поддержки Армии ДРА в отражении агрессии извне с территории Пакистана и помощи гражданским властям в провинциях в стабилизации обстановки. Части ОКСВ должны были стать гарнизонами и не вмешиваться во внутренний конфликт.
Первоначально ввод ОКСВ имел положительные последствия: была ликвидирована диктатура Амина, подрывающая революцию изнутри; усилиями советских советников была ослаблена фракционная борьба в НДПА, оппозиция была вынуждена отказаться от крупномасштабных военных действий в пользу партизанской тактики и т. д. Однако вскоре выявились негативные последствия советского военного присутствия в ДРА как для Кабула, так и для СССР: - В партийно-государственном руководстве Афганистана усилились иждивенческие настроения, проявлялось стремление (и не безуспешно) переложить на ОКСВ те основные военные функции, которые должна была выполнять афганская Армия (части ОКСВ провели самостоятельно или совместно более 400 военных операций, что противоречило изначально поставленным перед ОКСВ задачам). Победный исход почти всех проведенных операций практически не отразился на общем соотношении революционных и контрреволюционных сил, т. к. оппозиция быстро восстанавливала его за счет военной подготовки при внешней поддержке беженцев из лагерей. В беседе с Генеральным Секретарем ООН Пересом де Куэльяром в марте 1983 г. Ю. В. Андропов заявил о заинтересованности СССР в уходе из ДРА, т. к. пребывание там ОКСВ наносит ущерб отношениям Москвы практически со всем миром (Западом, третьим миром, исламским миром, социалистическими странами) и отрицательно отражается на внутреннем и экономическом положении СССР. Более всего советское руководство обескураживала позиция НАТО: для западных Держав ввод советских войск в Афганистан стал еще одним доказательством "советского экспансионизма" и правильности курса НАТО на жесткое противодействие Советскому Союзу во всех сферах. К тому же, Западу было выгодно, чтобы СССР поглубже увяз в Афганистане.
С признанием Андроповым необходимости ухода СССР из ДРА вопрос переместился в конкретную плоскость сроков и условий ухода: от решения этих вопросов зависело, каким быть Афганистану после вывода ОКСВ. С 1983 г. сроками и условиями ликвидации советского военного присутствия занялась ООН: при ее посредничестве начались сначала "непрямые", а затем переговоры "на близком расстоянии" между Кабулом и Исламабадом. В апреле 1988 г. были подписаны Женевские Соглашения Пакистана и Афганистана (гарантами их выполнения выступали США и СССР). Соглашения предусматривали: вывод ОКСВ из ДРА в 10-месячный срок, прекращение всякого вмешательства во внутренние дела Афганистана со стороны и с территории Пакистана, функционирование механизма ООН для контроля выполнения Соглашений. Москва и Кабул все условия Соглашений выполнили: 15 февраля 1989 г. вывод ОКСВ из РА был завершен (моджахеды не мешали выводу: берегли силы для захвата власти). США и Пакистан не выполнили ничего (нарушения Соглашений с их стороны зафиксированы в 116 Нотах МИД РА), а представители ООН не были даже допущены в лагеря беженцев на пакистанской территории. В течение трех лет светский революционный режим сопротивлялся натиску исламистов и даже одерживал крупные победы (оборона Джелалабада). Падению Кабула в решающей степени способствовали следующие факторы: - нарушение Пакистаном и США Женевских Соглашений: добившись прекращения Советским Союзом помощи Кабулу, эти страны сами вероломно усилили помощь моджахедам (вплоть до участия пакистанских военных в осаде Джелалабада)
- с августа 1991 г. СССР, а затем Россия, полностью отошли от афганских дел и оставили их решение США, ООН, Пакистану. Правительство Ельцина под предлогом решения судьбы советских военнопленных установило контакты с моджахедами и обещало признать в будущем законность Правительства Раббани- ООН вместо прежней посреднической роли развила пропакистанскую антикабульскую деятельность
Вышеуказанные факторы полнейшей международной изоляции деморализовали революционное Правительство Афганистана: начались расколы, интриги, мятежи. После поражения мятежа Таная последний сдал Хост моджахедам. Кабул был сдан Наджибулой без боя невооруженным моджахедам (практически сразу начались столкновения боевиков Масуда и Хекматиара в афганской столице)
Афганистан в 80-х - начале 90-х гг.В 80-х гг. необъявленная война в Афганистане продолжалась. Она порождала новые экономические трудности и вела страну к разрухе. Многие предприятия прекратили работу. Сократилось выращивание хлопка. Существенно уменьшилось производство мяса, кожсырья. Перед правительством встала неотложная задача добиться нормализации жизни населения, прекращения фактически ведущейся гражданской войны и внешнего вмешательства. По инициативе НДПА Революционный совет принял декларацию "О национальном примирении в Афганистане". Было объявлено о прекращении с 15 января 1987 г. всех военных действий на территории страны. Афганское правительство обратилось к Пакистану и Ирану с призывом содействовать тому, чтобы мир и согласие пришли на афганскую землю". Кабул выдвинул предложение о создании коалиционного правительства с участием представителей всех оппозиционных сил. Для достижения национального примирения была разработана и утверждена новая конституция страны. Она провозгласила Республику Афганистан (РА) и прокламировала, что все граждане равны перед законом и что в стране могут создаваться политические партии, если их программы не противоречат законодательству. Президентом республики был избран Генеральный секретарь НДПА Наджибулла (1947 г. рождения).Между тем в Женеве в течение нескольких лет при посредничестве ООН велись афгано-пакистанские переговоры, в результате которых в апреле 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании вокруг Афганистана Пакистан и Афганистан подписали двустороннее соглашение о принципах взаимоотношений между ними, включающие невмешательство во внутренние дела и отказ от интервенции, и соглашение о добровольном возвращении беженцев. Одно из соглашений зафиксировало сроки поэтапного вывода советских войск из Афганистана. Гарантами этих соглашений выступали СССР и США.15 февраля 1989 г. вывод советских войск из Афганистана был завершён. Дело обороны страны и защиты её суверенитета полностью перешло в руки правительства Афганистана и его армии. Они сделали главную ставку на процесс национального примирения. НДПА была переименована в Партию Отечества, которая взяла курс на установление равноправных отношений с другими патриотическими партиями, а также с оппозицией. Однако оппозиционные силы по-прежнему стремились к продолжению войны и победе над правительством в Кабуле.
ООН выдвинула мирный план выхода из тупика путём создания переходного правительства, которому правительство Наджибуллы передаст власть. В интересах прекращения войны президент заявил о согласии с этим планом и вышел в отставку. Моджахеды, не встречая серьёзного сопротивления, окружили Кабул. Их главную силу составляли отряды полевого командира Ахмад Шаха Масуда, Часть Кабула была занята отрядами Г. Хекматиара, сторонника крайних мер, главы Исламской партии Афганистана. Между этими силами велись бои за столицу, закончившиеся достижением перемирия. Высшая власть утвердилась за Советом джихада (Политическим советом), образованным в Пешаваре (Пакистан) коалицией исламских партий и возглавляемым С.Моджаддеди, бывшим профессором теологии Кабульского университета С апреля 1992 г. исполнительная власть перешла к новому правительству, назначенному Советом джихада. Большую роль играет Исламское общество Афганистана, политический руководитель которого Б. Раббани фактически стал выполнять функции президента. Партия Отечества распущена. Жизнь страны решено основывать на законах шариата. Страна была провозглашена Исламским государством Афганистан.