Высокий ИРЧП

Место Страна ИРЧП
в 2010 Изм. к 2007 Данные 2010 Изм. к 2009
▲ (9) Багамы 0,784 ▲ 0,001
▲ (2) Литва 0,783 ▲ 0,001
▼ (1) Чили 0,783 ▲ 0,004
▲ (3) Аргентина 0,775 ▲ 0,003
▼ (16) Кувейт 0,771 ▲ 0,002
Латвия 0,769
▲ (16) Черногория 0,769 ▲ 0,001
▲ (13) Румыния 0,767 ▲ 0,003
▼ (6) Хорватия 0,767 ▲ 0,002
▼ (2) Уругвай 0,765 ▲ 0,005
▲ (2) Ливия 0,755 ▲ 0,006
▲ (6) Панама 0,755 ▲ 0,004
▲ (4) Саудовская Аравия 0,752 ▲ 0,004
▼ (3) Мексика 0,750 ▲ 0,004
▲ (9) Малайзия 0,744 ▲ 0,005
▲ (3) Болгария 0,743 ▲ 0,002
▲ (5) Тринидад и Тобаго 0,736 ▲ 0,004
▲ (7) Сербия 0,735 ▲ 0,002
▲ (7) Белоруссия 0,732 ▲ 0,003
▼ (8) Коста-Рика 0,725 ▲ 0,002
▲ (15) Перу 0,723 ▲ 0,005
▲ (6) Албания 0,719 ▲ 0,003

 

Место Страна ИРЧП
в 2010 Изм. к 2007 Данные 2010 Изм. к 2009
▲ (6) Россия 0,719 ▲ 0,005
▲ (16) Казахстан 0,714 ▲ 0,003
▲ (19) Азербайджан 0,713 ▲ 0,003
▲ (8) Босния и Герцеговина 0,710 ▲ 0,001
▲ (16) Украина 0,710 ▲ 0,004
▲ (18) Иран 0,702 ▲ 0,005
▲ (1) Македония 0,701 ▲ 0,004
▲ (9) Маврикий 0,701 ▲ 0,004
▲ (2) Бразилия 0,699 ▲ 0,006
▲ (15) Грузия 0,698 ▲ 0,003
▼ (17) Венесуэла 0,696
▲ (8) Армения 0,695 ▲ 0,002
▲ (3) Эквадор 0,695 ▲ 0,003
▲ (15) Белиз 0,694
▼ (2) Колумбия 0,689 ▲ 0,004
▲ (20) Ямайка 0,688 ▲ 0,002
▲ (17) Тунис 0,683 ▲ 0,006
▲ (14) Иордания 0,681 ▲ 0,004
▼ (4) Турция 0,679 ▲ 0,005
▲ (20) Алжир 0,677 ▲ 0,006
▲ (14) Тонга 0,677 ▲ 0,002

 

Human Development Index (HDI) — Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в странах и регионах мира. Ежегодно рассичтывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций. Используется в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.

В 1990 году ПРООН опубликовала свой первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора — жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение». Данная система взглядов ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. Концепция человеческого развития сменила так называемые «классические» теории экономического развития, которые базировались на показателе валового национального продукта, рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса.

В докладе ПРООН 2010 года определение понятия «развитие человека» было существенно дополнено. По мнению авторов исследования, определение развития человека как расширения возможностей человеческого выбора является основополагающим, но недостаточным. Развитие человека предполагает сохранение позитивных результатов в течение длительного времени и противодействие процессам, которые ведут к обнищанию людей или усиливают их угнетение и структурную несправедливость. Поэтому ключевыми являются и такие принципы, как социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека. Исходя из этого, эксперты организации предложили ее новое, уточненное определение, соответствующее практике и научным исследованиям по проблемам развития человека: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В свете данного определения развитие человека имеет три компонента:

1. Благосостояние: расширение реальных свобод человека таким образом, чтобы они могли процветать.

2. Расширение прав и возможностей, а также агентность: возможность человека и групп действовать и получать ценные результаты.

3. Справедливость: повышение социальной справедливости, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества.

Основным стратегическим инструментом концепции человеческого развития является Индекс развития человеческого потенциала, который был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq). Исходная идея исследования, которая в то время считалась радикальной, была довольно простой: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. В основу Индекса положены не субъективные оценки экспертов, а реальные числовые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддается верификации. ИРЧП имел свои недостатки, что откровенно признавали его составители: в частности, он опирался на национальные средние показатели, которые скрывали асимметричность распределения благ, и поэтому во многих случаях мог не отражать реального положения дел в исследуемых странах. Тем не менее, в целом он успешно выполнял свою задачу. Высокий уровень доверия к ООН и к ее специализированным структурам, включая ПРООН, а также методологические основания сделали ИРЧП одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие. В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке.

Индекс развития человеческого потенциала — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». ИРЧП измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИРЧП в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

Доклады о развитии человеческого потенциала ПРООН подготавливаются на региональном, национальном и международном уровне. В итоговом отчете сводятся все основные показатели «уровня жизни» населения стран и регионов, представленных в докладе. При определении рейтинга учитываются множество факторов, таких как положение в области прав человека и гражданских свобод, его возможность участия в общественной жизни, социальная защищенность, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития населения, доступа к информации, здоровья, уровня безработицы, состояния преступности, охраны окружающей среды и другие. В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИРЧП и классифицируются четырьмя категориями:

1. Страны с очень высоким уровнем ИРЧП.

2. Страны с высоким уровнем ИРЧП.

3. Страны со средним уровнем ИРЧП.

4. Страны с низким уровнем ИРЧП.

Наибольшие трудности при расчете Индекса связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся странах, а по ряду разделов — и в некоторых странах с переходной экономикой. Следует также отметить, что та часть данных, которая предоставлена национальными статистическими организациями, не всегда достоверна, поскольку некоторые правительства сознательно приукрашивают ситуацию в своих странах. В настоящее время Индекс охватывает 180 стран-участниц ООН, а также особые административные территории — Гонконг (Китай) и Палестинские территории (Израиль). Впрочем, из-за отсутствия достоверных статистических данных рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств. Страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по компонентам ИРЧП, не включаются в рейтинг, а рассматриваются отдельно. Отчеты с данными ООН о развитии человека, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Это список субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала на 2008 г.[1]

Место Субъект 2008 ИЧР Сравнимая страна (2007 ИЧР)
Очень высокий уровень развития человеческого потенциала
Москва 0,929 Корея  
Высокий уровень развития человеческого потенциала
Тюменская область 0,878 Венгрия  
Санкт-Петербург 0,877 Венгрия
Татарстан 0,848 Коста-Рика
Белгородская область 0,838 Оман
Томская область 0,834 Болгария
Сахалинская область 0,829 Сент-Китс и Невис
  Россия (в среднем) 0,825 Румыния
Самарская область 0,817 Белоруссия
Свердловская область 0,817 Белоруссия
Липецкая область 0,816 Белоруссия
Красноярский край 0,816 Белоруссия
Республика Коми 0,816 Белоруссия
Челябинская область 0,816 Белоруссия
Башкортостан 0,815 Белоруссия
Омская область 0,815 Белоруссия
Вологодская область 0,814 Белоруссия
Новосибирская область 0,814 Белоруссия
Оренбургская область 0,813 Македония
Якутия 0,813 Македония
Волгоградская область 0,811 Македония
Архангельская область 0,808 Македония
Краснодарский край 0,807 Перу
Московская область 0,806 Маврикий
Ярославская область 0,805 Маврикий
Удмуртия 0,805 Маврикий
Пермский край 0,802 Сербия
Саратовская область 0,801 Сербия
Нижегородская область 0,801 Сербия
Курская область 0,801 Сербия
Ростовская область 0,801 Сербия
Средний уровень развития человеческого потенциала
Кемеровская область 0,799 Эквадор  
Магаданская область 0,798 Эквадор
Орловская область 0,797 Таиланд
Астраханская область 0,797 Таиланд
Мурманская область 0,797 Таиланд
Чувашия 0,797 Таиланд
Воронежская область 0,796 Ливия
Мордовия 0,794 Ливия
Иркутская область 0,793 Ливия
Калининградская область 0,792 Албания
Калужская область 0,791 Албания
Северная Осетия 0,791 Азербайджан
Дагестан 0,788 Азербайджан
Хакасия 0,788 Азербайджан
Пензенская область 0,786 Таиланд
Ульяновская область 0,786 Таиланд
Рязанская область 0,785 Таиланд  
Хабаровский край 0,785 Таиланд
Тульская область 0,784 Таиланд
Тамбовская область 0,784 Таиланд
Карелия 0,784 Таиланд
Карачаево-Черкесия 0,783 Таиланд
Чукотский автономный округ 0,783 Таиланд
Ставропольский край 0,782 Иран
Ленинградская область 0,778 Грузия
Новгородская область 0,778 Грузия
Алтайский край 0,777 Доминиканская Республика
Камчатский край 0,776 Сент-Винсент и Гренадины
Курганская область 0,776 Сент-Винсент и Гренадины
Приморский край 0,775 Сент-Винсент и Гренадины
Костромская область 0,775 Сент-Винсент и Гренадины
Смоленская область 0,775 Сент-Винсент и Гренадины
Кировская область 0,774 Сент-Винсент и Гренадины
Тверская область 0,774 Сент-Винсент и Гренадины
Бурятия 0,771 Самоа
Владимирская область 0,770 Иордания
Брянская область 0,770 Иордания
Кабардино-Балкария 0,769 Суринам
Марий Эл 0,769 Суринам
Адыгея 0,767 Ямайка
Чечня 0,766 Ямайка
Амурская область 0,765 Парагвай
Калмыкия 0,763 Парагвай
Забайкальский край 0,762 Парагвай
Ингушетия 0,759 Шри-Ланка
Ивановская область 0,757 Габон
Псковская область 0,751 Филиппины
Еврейская автономная область 0,748 Сальвадор
Республика Алтай 0,748 Сальвадор
Тыва 0,717 Узбекистан