Особенности представления звуковой информации.

Особенности представления графической информации.

Форматы представления букв.

Для представления букв, цифр, знаков арифметических и логических операций, знаков сравнения и специальных знаков используется один байт. При этом можно закодировать 256 символов.

В режиме отображения графической информации экран видеомонитора представляет собой поле точек 320 х 200, 640 х 200, 640 х 480, 800 х 600, 1280 х 1024, возможны и другие режимы Для каждой точки графического изображения необходимо хранить значения уровней яркости, а при цветном изображении - цвет и оттенок. Современные дисплеи поз­воляют получать 16, 64, 256 и более различных цветов. В каждый момент времени необходимо хранить информацию о всех точках экрана, для чего требуется большой объём памяти. Кроме того в ЭВМ могут храниться стан­дартные графические символы, сформированные самим пользователем. Для этой цели ЭВМ имеет специально отведённую область памяти.

Изображение, выдаваемое на экран дисплея в закодированном виде, хранится в специально отведённой для этого области памяти компьютера, называемой памятью регенерации изображения. Данные из памяти регенерации периодически считываются, преобразуются в видеосигнал и отобра­жаются на экране. Изображение на экране меняется с определённей час­тотой, обеспечивающей ему чёткость и стабильность (на современных мониторах частота обновления может изменяться в пределах от 60 до 100 Гц). Электронный луч обегает экран построчно с верхнего левого угла в нижний правый угол. Время возвращения луча в верхний левый угол (когда он гасится) используется для изменения информации в памяти регенерации.

Память регенерации может быть разделена на страницы, каждая из которых содержит информацию об изображении полного экрана. Многостраничная организация памяти регенерации позволяет удобно реализовать эффекты движения графических изображений.

 

Простейшим примером, поясняющим особенности кодирования звуко­вой информации, может служить нотная запись музыкального произведения. Обозначение нот, их длительности, пауз, знаков усиления и сниже­ния громкости звука, музыкального ударения и другие знаки, сос­тавляющие набор нотной азбуки, образуют алфавит, с помощью которого можно представить в закодированном виде музыкальную мелодию. Последо­вательность символов, кодирующих музыкальную мелодию, хранится и об­рабатывается в ЭВМ как обычная алфавитно-цифровая информация. Это позволяет использовать ЭВМ не только для анализа, но и для создания музыкальных произведений.

Перспективы развития ЭВМ связаны с созданием систем ввода и вывода речевой информации. Устное сообщение можно пре­дставить как последовательность элементарных звуков, называемых фонемами, и пауз между ними. От числа фонем, выделяемых в устной речи, зависит точность её описания. На практике для кодирования русской устной речи выделяют 40-45 фонем, каждой из которых ставится в соответствие кодирующее её обозначение. Последовательность кодов, описы­вающих фонемы устного сообщения, вводится и хранится в памяти ЭВМ и при необходимости выводится из неё через специальные устройства, на­зываемые синтезаторами речи.

В настоящее время разработаны устройства, позволяющие переводить письменный текст в соответствующее фонемное представление, что позволяет воспроизводить этот текст на экране видеомонитора или через синтезаторы речи.

Весьма перспективным является создание средств общения человека, с ЭВМ посредством голоса. Такие системы находятся в стадии развития.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое разрядная сетка ЭВМ? Чем она определяется?

2. Какие форматы используются для представления: а) целых; б) вещественных чисел?

3. Сколько кодовых комбинаций можно представить с помощью одно­го байта?

4. В чём состоит особенность представления графической информации?

5. Что такое фонем? Сколько фонем необходимо для представления звуков русского алфавита?

6. Какие устройства используются для воспроизведения речи?