Русско-дизайнерский разговорник

Два источника и 43 составные части дизайна

 

Дизайн существует одновременно в двух измерениях, двух мирах - в области чистого искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий делится на две группы. Первую можно обозначить как "художественную", которая пришла из "старших" видов искусства - живописи, скульптуры. Это понятия общие и, что важно отметить, фундаментальные для всех искусств и архитектуры: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, объем, цвет, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура.

По мере углубления в предмет приведенный список будет слегка расширен. Некоторые из перечисленных понятий мы определим как данность, присущую изначально любой среде, - например пространство и свет, пропорции, объем и поверхность. Их можно по желанию изменять, для чего необходимо овладеть специальными приемами работы. Ритм, цвет, контраст и нюанс, фактура, отчасти свет - это и есть приемы и принципы преобразования среды.

Вторая группа понятий пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства, поэтому назовем ее "технической". К техническим понятиям имеет смысл отнести реконструкцию, перепланировку, кубатуру, перспективу, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, выкраску, инсоляцию, декорирование, модуль, план.

"Техническая" группа не случайно занимает место после "художественной". Она представляет собой перевод абстрактных и отвлеченных понятий на практический язык. Так, философское понятие "пространство" в переводе на технический язык становится "кубатурой" с конкретным количеством метров, а "цвет", которому искусствоведы всего мира посвятили тома исследований, соответствует терминам "выкраска" и "колор". Очевидно, что, перейдя в своем дизайнерском творчестве к этапу технических понятий, вы вплотную приблизились к реальному воплощению замысла в жизнь. А ведь в конечном счете усилия дизайнера направлены как раз на то, чтобы идея превратилась в проект, а проект - в живое индивидуальное пространство, пригодное для подлинно комфортной жизни.

Разделив круг понятий на две основные группы, откроем собственно словарь терминов. Начнем с художественных понятий.

Среда - это организованное дизайнером или архитектором предметно-пространственное окружение человека. Например, анфиладное пространство с парадным чередованием залов и золоченой мебелью создает "дворцово-показательную" среду. А пространство офиса с экономной и рациональной расстановкой мебели и соответствующим освещением характеризует среду деловую, располагающую к работе. В процессе дизайнерской деятельности вы должны четко и обоснованно ставить перед собой задачи и представлять себе образ будущей среды - интимная ли это обстановка спальни, уютно-деловитая - кабинета или располагающая к отдыху атмосфера гостиной.

Пространство можно назвать "оформленной пустотой". Попытаемся представить ее себе через наши ощущения: в маленьком замкнутом параллелепипеде лифта - и в чистом поле, во дворце эпохи барокко - и в петербургском дворе-колодце. Пространство всегда окрашено эмоцией, оно послушно воле дизайнера и в то же время, в известной мере, формирует личность и настроение человека. Дизайнер, как правило, имеет дело с внутренним пространством. В отличие от архитектора, создающего внешнюю городскую среду. Пространство для дизайнера значит приблизительно то же, что инструмент для музыканта. Тысячи мелодий рождаются из семи нот. Поскольку наше пространство трехмерное - длина, высота и ширина, - значит, у дизайнера всего три ноты.

Композиция "держит" ваше пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. В доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме - внутренний дворик-атриум, в средневековье - камин, и, наконец, в современной "sitting-room" смысловым и композиционным центром стал друг семьи - телевизор. Если вы строите дом или перепланируете квартиру, постарайтесь внимательно продумать и заранее выделить смысловой центр композиции жилого пространства. Чаще всего таким центром является гостиная или столовая. Композиционный центр столовой или гостиной - обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик - вы назначаете лично, или он определяется сам собой, в соответствии с традициями и образом жизни семьи.

Анфиладной, осевой, лучевой композициям будет посвящена отдельная статья. Заметим лишь, что оригинальные композиционные решения всегда интересны в плане.

Пропорции знакомы нам еще из учебников математики как соотношение частей между собой и отношение каждой части к целому. Пропорции наиболее полно выражали представление людей о гармонии. Найденное в Древней Греции идеальное соотношение пропорций получило название "золотого сечения" и считается наиболее совершенным.

В дизайне интерьера к отвлеченным математическим понятиям добавлено еще одно, конкретное - человек.

Выражение "человек - мера всех вещей" буквально означает следующее: с высотой роста среднего человека, с длиной его рук и ног соизмеряется высота помещения, ширина оконных и дверных проемов, размеры ступеней лестниц. Недаром до появления метрической системы все мерили "частями тела" - локтями, саженями.

Пропорции нужны нам для достижения максимального комфорта. "Правильные" и "неправильные" пропорции - понятия в применении к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для стиля high-tech, чудовищно уродливо для готики, и наоборот. Создавая нужную вам среду или образ жилища, вы можете использовать абсолютно неправильные пропорции. К примеру, имеется намерение воспроизвести готическое пространство. Для этого значительно увеличьте высоту стены по отношению к площади комнаты (раз этак в пять), добавьте вытянутый дверной проем, крепко нарушив соотношение его ширины и высоты, "вытяните" окно - вот вам и "готика". Если еще поработать со светом, декором и мебелью, то получится эффектная стилизация под готический стиль. Иными словами, пропорция может стать одним из стилеобразующих элементов.

И все же упражнения с пропорциями лучше проводить на бумаге! Различные системы пропорций мы видим в любом стиле - от барокко до минимализма. Но всегда пропорции меняются, во-первых, с оглядкой на человека и, во-вторых, с учетом друг друга.

Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Повторение в реальном интерьере какого-либо исторического стиля во всей его чистоте невозможно и нецелесообразно, каждый существует в своем времени. Творческое воспроизведение исторического стиля в современном варианте называется стилизацией. Сегодня стилизация - тонкая и сложная игра со стилем, придающая облику интерьера особый шарм. В этом случае не повторяют заученные формальные приемы, а неназойливо, взяв лучшие и характерные черты стиля, включают их в современное жилище. Совсем не обязательно воспроизводить на седьмом этаже блочного дома залы Зимнего дворца, это затея неперспективная. Если вы захотели создать атмосферу барокко на сорока квадратных метрах, лучше обратиться к стилизации. Подробный разбор методов стилизации дома мы отложим до статьи, посвященной именно стилям в интерьере.

Ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, совершаемое человеком, машиной, в природе и т. д. Первые ритмы, которые мы ощущаем с рождения, - биение нашего сердца и смена дня и ночи. Живым существам ритм присущ органически. В архитектуре и дизайне его используют как выразительный прием, чтобы придать внешнему виду здания или интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, "сломать" одноообразие и монотонность пространства. Ритм может подчеркнуть предельную официозность и чопорность - вспомним упорядоченный строй колонн периода классицизма. Сбивающийся, прерывистый, как джазовая импровизация, ритм характерен для пространства постмодернизма.

Ритм бывает пластический (линейный), световой, цветовой, ритм объемов и пространств.

Пластический, или, иначе, линейный ритм, как правило, задается формой основного, специально подчеркнутого предмета или конструкции. Таким выделенным элементом может стать необычной формы окно, рельеф стены или потолка. Если у вас треугольный или округлый оконный проем, считайте, что пластический ритм треугольника или овала вам задан, и смело подчиняйте ему остальной интерьер, фантазируя на тему геометрии. Эффектная или редкая мебель тоже хороша как источник пластического ритма. Если вы отважны в области моды и сделали центром композиции комнаты авторское кресло, повторяйте ритм рисунка спинки, ножек, подлокотников в вещах менее заметных. Линия или форма, неоднократно повторенная в пространстве, и образует пластический (линейный) ритм.

Если в качестве ведущего цветового ритма выбран, скажем, желтый, то он становится цветовым акцентом интерьера. Желтый цвет, начавшись в прихожей, ритмически движется и повторяется в цвете ковра гостиной, абажуре, диванной подушке и т. д. Это могут быть вещи из разного материала, с различной фактурой поверхности, но их цвет, если мы добиваемся именно ритмических отношений, должен точно воспроизводить один и тот же оттенок. Приблизительность погубит стиль.

Ритмическая организация пространства - высший пилотаж дизайна. Однако можно стать мастером и в этом деле.

Цвет - один из важнейших элементов интерьера (бесцветный интерьер просто невозможен). В качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь стилем жилища. Например, интерьер в стиле high-tech может быть построен на цветовом контрасте ("родителеями" high-tech были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта.

В классическом интерьере пространство раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если вы предпочитаете классику, избегайте контрастов - резкой смены объемов, ритмов, света и цвета. Здесь ваш рабочий прием не контраст, а нюанс. Осторожно и сдержанно "нанизывайте" цветовые объемы один на другой. Сделайте так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю и переходя в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса.

Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для всего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит, как известно, бывает теплый и холодный. К теплым мы отнесем все цвета и оттенки огня - от золотисто-желтого до коричневого, к холодным - цвета воды и неба: голубые, зеленые, серые и т. д.