Тема 7. Некоторые жанры информационных документов

 

В последние годы в связи с ростом объема информа­ции появилась необходимость ее аналитико-синтетической обработки — это творческий процесс, который включает поиск, отбор, оценку и переработку информации.

К видам аналитико-синтетической обработки инфор­мации относятся:

библиографическое описание — совокупность све­дений о произведении: печати или другом документе (его части: или: группе документов), дающих возможность иден­тифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, спра­вочном аппарате и т.д.;

аннотация— краткая характеристика произведения печати с точки: зрения содержания, назначения, формы и других особенностей (ГОСТ 7,9 - 77);

реферат — сокращенное изложение содержания: первичного документа (или его части) с основными фактиче­скими сведениями и выводами (ГОСТ 7.9 — 77).

С одной стороны, анализ равен извлечению из перво­источника ценной информации, с другой,— это соз­дание нового документа, содержащего только ценную ин­формацию, то есть синтез. Синтезировав, а именно обоб­щив, оценив каждый элемент (абзац) еще раз, можно получить рефе­рат, как продукт аналитико-синтетической обработки пер­вичных документов, который от всех видов вторичных ин­формационных документов отличается наибольшей информа­тивностью в раскрытии содержания первоисточника. Кроме того, использование рефератов для поиска текущей или рет­роспективной информации: можно сэкономить до 90%време­ни, необходимого в случае обращения к первичному доку­менту.

Форма представления информации в виде реферата удобна для длительного хранения в фондах справочно-информационных служб и информационно-поисковых сис­тем, удобна для оперативного ввода, эффективной обработки и экономного использования в памяти ЭВМ, а, в некоторых случаях реферат может заменить первоисточник.

История существования реферата в качестве инфор­мационного документа насчитывает более трех веков. Если в XVI в. основная роль в обмене информации принадлежала книгам, то в конце XVIII века — журналам, а в XIX в. большее значение придается статье. Нарастающий поток статей в свою очередь породил систему реферирования и резюмирования, реферативные издания явились эффектив­ным средством, позволяющим следить за новинками научных публикаций.

Название реферат происходит от латинского "referre" — сообщать, докладывать. В России автором идеи организации специализированных реферативных журналов был Михаил Васильевич Ломоносов, который одним из пер­вых обратил внимание на специфику новых произведений и творческие трудности, связанные с передачей их: содержания, то есть по существу на работу референта.

Реферат является многофунк­циональным документом — он предназначен служить средством оповеще­ния о новых достижениях и быть средством ретроспективного поиска. Эти две функции предъ­являют к реферату противоречивые требования. В первом случае реферат составляется для узкого круга специалистов, за­нятых разработкой проблемы, которой посвящено основное содержание реферируемого документа. Во втором случае ре­ферат, напротив, не имеет определенного адресата и должен быть рассчитан на длительное использование и непредвиден­но широкий круг специалистов, исследующих смежные про­блемы. В этом случае для реферата важен охват всех, в том числе и побочных линий содержания реферируемого доку­мента.

Итак, первая функция тяготеет к следующим мето­дам реферирования: аспектному, анкетному, специализиро­ванному и формализованному; вторая к общенаучному, сис­темному, понятийному.

Для первого нужен в качестве референта узкий спе­циалист, а для второго — специалист широкого профиля и высокого уровня, а сам реферат должен нести коммуника­тивные функции, а именно:

1. Позволить специалистам: в данной области при­нять решение о необходимости обращения к первичному до­кументу;

2. Предоставить необходимую информацию специа­листам, занимающимся смежными проблемами, которым не требуются детальные данные;

3. Облегчить и ускорить подготовку информацион­ных изданий и создание информационных массивов (банков данных, в различных информационно-поисковых системах);

4. Облегчить преодоление языкового барьера, при ра­боте с первичным документом.

Таким образом, основная функция реферата коммуникатив­ная —полно, объективно, максимально сжато передать по­требителю содержание первичного источника информации, а также распространение и обмен информации о новых, достижениях науки и техники.

2.Информативная — избавляет потребителя от не­обходимости изучения первичного документа.

3.Сигнальная, индикативная,указательная — оперативное оповещение читателя о наличии данного первоис­точника и его кратком содержании.

4.Поисковая— использование реферата в качестве
поискового образа, первичного документа, при информацион­ном поиске в машиночитаемых реферативных, базахданных.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репро­дуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста (реферат-конспект и реферат-резюме). Продуктивные рефераты предполагают критическое иди творческое осмысление литературы (реферат-обзор и реферат-доклад).

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографи­ческую информацию, иллюстративный материал, сведения о ме­тодах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в пер­воисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяются три основных компонента:библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферирование представляем собой интеллектуальный твор­ческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Требования к реферату:

· Высокая информативность.

· Точность.

· Краткость.

· Логичность.

· Простота, удобство зрительного вое приятия.

Краткость и точность реферата достигаются сле­дующими синтаксическими средствами:

1. Использование простых распространенных предложений небольшой длины.

2. Отказ от обилия придаточных предложений, сложных причастных оборотов вопросительных форм.

3. Употребление неопределенно-личных предложений.

4. Введение большого количества перечислений.

Объективность представления: информации в рефера­те проявляется в обобщенно-отвлеченном, безличном харак­тере изложения, затушевывающемроль деятеля. Это достигается следующими средствами:

1) Лексическими (термины).

2) Морфологическими (форма лица глагола в безличном, неопределенно-личном и обобщенно-личном значении, страдательном, пассивном и т.д.).

3) Синтаксическими (безличные, неопределенно-личные обороты и предложения).

Активно используются простые предложения, часто осложненные однородными членами или обособленными причастными оборотами. Такие синтаксические конструкции обеспечивают высокую информативность сообщения за счет увеличения информационной емкости предложения.

Употребления страдательных конструкций обуслов­лено необходимостью соблюдать принципы объективности научного сообщения.

Активизация внимания читателей обеспечивается:

1) Динамизмом — повышенным темпом подачи но­вой информации.

2) Безличностью изложения — усилением акцента на действии, объекте действия и затушевыванием плана деяте­ля.

Активно используются односоставные безличные, а также неопределенно-личные предложения.

В рефератах могут употребляться некоторые виды сложноподчиненных предложений. Чаще всего встречаются придаточные изъяснительные с союзом "что". Ограниченно в рефератах используются и бессоюзные сложные предложения, а также придаточные присоедини­тельные. Значительно реже встречаются сложноподчиненные предложения с придаточным условия или причины.

 

 

Аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Аннотация на книгу состоит из нескольких элементов: автор произведения, где и когда издано, сколько страниц, кому адресовано; жанр произведения; главные действующие лица; время, место действия; краткое содержание; библиографическое описание.

В аннотацию можно включить оценку произведения, выдержки из рецензий или ссылки на них, сведения об авторе, о творческой истории произведения и т.д. Эти элементы относятся к факультативным. Аннотация может быть ограничена перечислением содержания рубрик по оглавлению.

 

Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания. Элементы отзыва – автор произведения, жанр произведения, главные действующие лица, время и место действия, краткое содержание.

 

Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и др.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

Задача рецензента — выразить собственные мысли и чувства, возник­шие при чтении произведения или просмотре спектакля, рассказать о своих впечатлениях — но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подроб­ного анализа произведения; рассмот­реть произведение всесторонне: в целом и в деталях, выразить меру общественного признания произведе­ния.

Принципы рецензирования:

1. Читатель может сказать о прочитан­ной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.

2. Качество анализа зависит от теорети­ческой и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания пред­мета, умения анализировать объективно.

3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, ко­лорит рецензируемого произведения.

4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора — детальное знание произведения. Пре­имущества рецензента — высокий уровень
теоретической подготовки, мастерство ана­литика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменят.

5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоцио­нально воздействовать на читателя. Поэто­му рецензент использует языковые средст­ва, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Примерный план рецензии на лите­ратурное произведение.

- Библиографическое описание.

- Краткая характеристика творчества писателя — в связи с данным произведе­нием.

- Творческий замысел автора книги.

- Смысл названия.

- Краткая информация о содержании.

- Критическая оценка произведения:

- особенности композиции,

- мастерство автора в изображении героев,

- индивидуальный стиль писателя,

- искусство иллюстратора книги.

- Основная мысль рецензии.

- Актуальность тематики произведения.

Рецензия, анализирующая ряд про­изведений, спектаклей, фильмов, объ­единенных по какому-либо признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлеж­ность и т. п.), перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературно­го развития, характерные для обозре­ваемого периода,— нередко в сопо­ставлении с предшествующей лите­ратурой.

Если пришлось состав­лять рецензию, следует помнить, что откровенно плохих работ не бывает. Возможно, с этим человеком, Вам, придется еще не раз встретиться. Поэтому принято вначале найти положительные черты в рассматриваемом исследовании и отметить это, а уж потом остановиться на том, что не получилось в данной работе, которая, конечно же, не является: а) последним вариантом статьи и можно над ней еще поработать; 6) последним трудом данного человека. Заканчивать рецензию надо в мажорных тонах — дескать, если не сейчас, то в следующий раз или после перера­ботки есть возможность рассмотреть работу еще раз. Разумеется, надо дать человеку шанс. В зависимости от качества работы структу­ра рецензии может находиться в интервале от: один абзац положи­тельный, весь текст отрицательный; либо наоборот. Представление о мнении рецензента дает баланс положительного и отрицательного секторов не только в объеме рецензии, но и в силе применяемых выражений.

 

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллитристический характер.

Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интона­цию и лексику. На первом плане — личность автора, его мысли и чувства. Эссе — это размышления по поводу.

Аргументированное эссе - это литературное tпроизведение (связный текст), написанное на проблемную тему.

Другими словами, это эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».

Цели аргументированного эссе:

1) убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется противоположной позиции).

2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая

Структура аргументированного эссе: Заглавие, Введение, Формулировка темы, Основная часть, Построение суждений относительно темы, Раскрытие основных вопросов, Опровержение противоположной позиции, Заключение

Автор в ходе написания эссе ведет своего рода внутренний диалог (оценивает утверждения, доказательства и поддержки, предположения, скрытые аргументы и внутренние противоречия) и приходит к тому, что одна точка зрения становится более предпочтительна, чем другие, притом, что остальные люди могут с ней изначально не соглашаться.

Аргументированные эссе обращаются к различным темам: от общественно-политических до личностных. Главное - на данную тему должно иметься не менее двух обоснованных точек зрения.

Заглавие формулируется самим пишущим в рамках темы.

Аргументированное эссе состоит из следующих элементов:

1. Введение (формулировка темы, актуальность темы, расхождение мнений относительно темы, структура рассмотрения темы и переход к основному суждению).

При написании введения могут быть использованы различные методы привлечения внимания к содержанию – личный анекдот, гипотетическая примета, шокирующая статистика, цитата, риторический вопрос.

2. Основная часть (суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений, доказательства - факты или примеры, поддерживающие суждение, рассмотрение противоположных суждений (необходимо показать, их слабые стороны, доказать силу утверждения автора)).

Построение рассуждений в основной части должно строиться по принципу от общего к частному, от наименее важного к наиболее важному, слабое суждение приводит к сильному суждению

3. Заключение (повторение основного суждения, одно или два предложения, резюмирующие аргументы в защиту основного суждения, общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения и общее заключение о полезности данного утверждения).

Основные правила написания аргументированного эссе – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

 

Статьи

В зависимости от целей, которые поставил перед собой ученый в области своего исследования, научные статьи могут носить теоретический, прикладной и смешанный характер.

В статьях, носящих смешанный характер, может быть, что вслед за теоретическим рассмотрением предмета исследования идут практические предложения, или наоборот — по­сле анализа конкретного материала автор статьи приходит к определен­ным теоретическим выводам.

Например, в экономических статьях прикладного характера, посвященных практическим вопросам, автор, как правило, знакомит читателей с результатами проведенного исследования и может да­вать некоторые рекомендации для решения рассматривае­мых вопросов. Но, даже занимаясь отдельными проблемами отрасле­вой экономики, следует по возможности следить за ситуацией в макроэкономике. Ведь хозяйственная жизнь общества — единый организм, и проблемы и их решения, возникающие в одной области экономики, могут в скором времени эхом отозваться в других сфе­рах, а удачно найденное хозяйственно-экономическое или научно-техническое решение в определенной отрасли может послужить толч­ком для развития других отраслей и стать прототипом решений в других областях экономики.

Статьи прикладного характера, посвящен­ные вопросам обеспечения технических сторон функционирования экономики, должны обязательно опираться на серьезные теоретиче­ские разработки как экономики, так и социологии, психологии и политологии, а также на здравый смысл. Иначе любой тонко выстроенный экономический механизм без учета интересов тех, кто его будет осуществлять, не заработает.

Все виды статей, могут воздействовать на различные сферы жизни общества (экономическую, социальную и политиче­скую), но в различной степени. Тео­ретические статьи – не исключение. Цель таких статей – предъявление результатов исследований ученого в теоретической области. Эти работы воздействуют в первую очередь на мировоззрение людей и в последующем могут привести к изменению их жизни через реализацию идей, заложенных в статьях. В них ученые ис­пользуют, как правило, статистические выкладки и логические по­строения для доказательства определенных выводов.

Написанию статьи, как правило, предшествует работа с источниками информации и в первую очередь с литературой и со статисти­кой. То, что на первых порах научных изысканий, надо как можно больше читать, не вызывает сомнений. Когда у ученого сложилось собственное мировоззрение, есть своя точка зре­ния на явления и процессы, легче оценивать прочитанное. Но, как правило, у молодого ученого мировоззрение находится еще в стадии становления, поэтому осо­бенно важна помощь в оценке источников информации со стороны более опытных исследователей, они могут посоветовать в подборе литературы и формулировке своей точки зрения, четко изложить ее.

При знакомстве с какой-то темой необходимо начитать материал. Когда появляется знание предмета исследования, складывается свое видение проблемы, в каждой новой прочитанной работе молодой ученый может найти подтверждение и разви­тие или опровержение собственных, найденных самостоятельно истин. Это уже как бы вторая стадия знакомства с темой — анализ на основе полученных знаний. Тогда появляется возможность читать некото­рые работы "по диагонали", увеличивая скорость чтения и быстроту накопления материала.

В статье не обязательно (если это не обзор литературы), но желательно показать знание различных существующих взглядов на предмет исследования. А особенно важно — свою, новую, может быть, отличную от других точку зрения.

Конечно, чем больше прочитано научной литературы, тем больше знаний в данной области приобретено. Однако наступает момент, когда появляется небольшого или нулевого приращения знаний из вновь прочи­танных книг и статей. Это может быть признаком познания всей глубины данного пред­мета исследований. Но надо помнить, что не стоит замыкаться в своей узкой области знаний, как бы они ни были необходимы на сегодняшний день. Эти знания — всегда только часть более обшир­ной территории знаний о жизни, которая нас окружает. «Профессионализм» для экономиста или специалиста в области политических исследований — не только узкое знание отдельной пред­метной области, а владение широким спектром знаний о всем много­образии явлений жизни, происходящих в различных сферах жизни социума.

Иногда бывает так, что внезапно чье-то высказывание или прочи­танная мысль становятся той песчинкой, на которую начинают нара­щиваться собственные идеи. Очень многому можно научиться на примере трудов других авто­ров. Когда появился опыт работы с литературой, при чтении сразу становится ясно, честен ли автор и открыт в суждениях или заблуждается.

Без статистики, количественных измерителей па­раметров тех или иных явлений редко обходится научный, в частности, экономи­ческий анализ или прогноз. Ученый должен не только сам видеть, что стоит за статистикой, но и помочь читателю увидеть мир, свернутый до отражающих его цифр. Необходимо оценить не только данные статистики, но и ее достоверность. Постараться понять, кто может быть заинтере­сован в том или ином представлении материала, на каком этапе могут начаться искажения данных, насколько точны методы расчета тех или иных показателей, правильно ли был организован сбор информации, не является ли изучаемая статистика "кривым зерка­лом" событий и явлений.

Для молодого исследователя важно критическое отношение к своему творчеству. Несмотря на желание поскорее написать и опубликовать статью, необходимо дать материалу отлежаться. После «дозревания» исследователь видит свою работу иначе, как бы со стороны, тогда уже можно аналитически оценивать наработанное, видны упущения. Во время прочтения отлежавшегося материала появляются новые мысли, редко может смениться точка зрения на предмет исследования под влиянием, обычно это бывает связано с поступившей за это время новой информацией.

 

Тезисы — кратко сформулированные основные положе­ния доклада, научной статьи.

По содержанию, по представленному в них материалу тези­сы бывают первичным, оригинальным научным произведени­ем либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отраже­ние собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы со­здаются на основе первичных текстов, принадлежащих друго­му автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каж­дый тезис освещает особую микротему и составляет обычно от­дельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы долж­ны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тези­сами может быть следующим:

— вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вто­рых ...),

— оппозиционные фразы (внешние факторы - внутренние причины),

— классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов действия, поле глаголов состоянии).

Графически логика изложения может быть подчеркнута нуме­рацией каждого тезиса.

Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсут­ствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

В зависимости от стиля изложения можно выделить два типа тезисов:

Тезисы глагольного строя и Тезисы номинативного строя.

Тезисы глагольного строя особенно частотны, они представ­ляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. В них используются предложения с глагольным сказуемым.

Тезисы номинативного строя встречаются редко. Они пре­дельно лаконичны. В них чаще всего отсутствуют глагольные сказуемые и потому заметно преобладание имен существитель­ных: аннотация, аннотировать, аннотирование.