ФРАНЦИЯ XIX века.

ЛЕКЦИЯ № 35

 

Франко-прусская война 1870-71 гг. обострила классовые противоречия во Франции. Капитуляция французских войск 4 сентября 1870 г. под Седаном, вскрыли гнилость режима. В Париже началось восстание, перешедшее в революцию. Империя нала. Франция снова стала республикой (см. Третья республика). Новое правительство, провозгласившее себя «Правительством национальной обороны», во главе с генералом Луи Жюль Трошю продолжало антинародную политику Наполеона III. Оно отказалось удовлетворить демократические и патриотические требования народных масс и встало на путь саботирования обороны Парижа, осаждённого немецкими войсками.

Капитулянтская политика правительства вызвала возмущение трудящихся Парижа. 28 января 1871 г. между Францией и Пруссией было заключено перемирие. Сформированное в феврале новое правительство А. Тъера приняло тяжёлые для Франции условия, подписав 26 февраля Версальский прелиминарный договор о мире.

Важным шагом на пути сплочения демократии и сил для борьбы с реакционной политикой правительства было создание Национальной гвардии, которая подчинялась избранному ею Центральному комитету. Попытка правительства Тьера обезоружить пролетариат столицы, вывезти пушки, приобретенные на их средства и арестовать членов Центрального Комитета Национальной гвардии, предпринятая в ночь на 18 марта, провалилась. Солдаты отказались стрелять в народ, гвардейцы дали отпор правительственным войскам, казнили двух генералов и, перейдя в наступление, заняли государственные учреждения. Правительство Тьера бежало в Версаль. Над ратушей Парижа 18 марта 1871 было поднято красное знамя пролетарской революции.

Перед восставшими встала задача учреждения новой власти, так как руководство министров и ведомств выполняя приказ правительства, прекратило работу. Это был открытый саботаж. Срочно были проведены выборы и 26 марта создан Совет Парижской Коммуны, куда вошли рабочие и их представители.

Парижская Коммуна упразднила постоянную армию, заменив её вооружённым народом (Национальная гвардия); установила максимум жалованья государственным служащим, равный зарплате квалифицированного рабочего; отделила церковь от государства. Была ликвидирована префектура полиции; ее обязанность возлагалась на резервные батальоны Национальной гвардии. Новый аппарат власти строился на демократических принципах: выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна была одновременно законодательным и исполнительным органом. Ею были созданы 10 комиссий из членов Коммуны: Исполнительная комиссия для общего руководства делами и 9 специальных комиссий: военная; продовольствия; финансов; юстиции; общественной безопасности; труда, промышленности и обмена; общественных служб; внешних сношении; просвещения. Позднее исполнительную комиссию заменил Комитет общественного спасения (из 5 членов Коммуны), наделённый широкими правами в отношении всех комиссий.

Коммуна провела ряд мер для улучшения материального положения населения: отмена задолженности по квартплате, безвозмездное возвращение вкладчикам заложенных в ломбард вещей на сумму до 20 франков, денежные пособия наиболее нуждающимся, запрещались штрафы и вычеты из заработной платы. В интересах трудящихся Коммуна приняла решение возложить уплату 5 млрд. военной контрибуции Германии на виновников войны - бывших депутатов Законодательного корпуса, сенаторов и министров Второй империи.

Существенными реформами в области социально-экономической политики являлись: отмена ночного труда в пекарнях, запрещение произвольных штрафов и незаконных вычетов из зарплаты рабочих и служащих, введение обязательного минимума зарплаты, организация рабочего контроля над производством, открытие общественных мастерских для безработных и т. п. Серьёзным шагом на пути социалистических преобразований являлся декрет о передаче предприятий, брошенных бежавшими из Парижа хозяевами, в руки рабочих кооперативных ассоциаций, но довести до конца дело Коммуна не успела.

В области школьной и культурно-просветительной политики Парижская Коммуна: развернула борьбу за освобождение школы от влияния церкви, за введение обязательного и бесплатного обучения, за сочетание изучения в школе основ наук с практическим обучением ремеслу; провела ряд мер по реорганизации музеев и библиотек, приняла декрет о передаче театров в руки коллективов артистов, стремясь приобщить к культуре народные массы.

Во внешней политике Парижская Коммуна руководствовалась стремлением к братству трудящихся всех стран, к миру и дружбе между народами. В соответствии с декретом в мае 1871 была разрушена Вандомская колонна как символ милитаризма и завоевательных войн.

Противостояние между Парижем и Версалем разрешилось военным путем. Помощь правительству Тьера оказало командование немецких оккупационных войск: 60 тыс. французских солдат было отпущено из плена для пополнения версальской армии, и 28 мая Парижская Коммуна прекратила свое существование. Однако во Франции уже не было социальной базы для монархии. Несмотря на то, что в Национальном Собрании большинство было на стороне монархистов, они были единодушны в том, что нужно создать строй приближенный к монархии который бы позволял безболезненно при необходимости перейти от республики к монархии.

Одна из причин поражения Парижской Коммуны - оторванность Парижа от других районов страны в результате блокады города немецкими оккупационными войсками и версальской армией. Коммуна в целом не уделила достаточного внимания установлению прочных связей с трудящимися провинции, а главное - недооценила важность союза с крестьянством. В результате крестьянство осталось безразличным к судьбе Коммуны; в значительной мере это обусловило её поражение.

Подавление пролетарской революции 1871 сопровождалось невиданным разгулом контрреволюционного террора. Общее число расстрелянных, сосланных на каторгу, заключённых в тюрьмы достигло 70 тыс. человек, а вместе с покинувшими Францию в связи с преследованиями - 100 тысяч.

В 1875 году было принято три основных закона, составившие новую Конституцию: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената и Закон об отношениях государственных властей.

В ней не были упомянуты демократические права и свободы граждан. Она устанавливала республиканский строй во главе с президентом и парламентом как высшим органом законодательной власти.

Президент избирался на семь лет большинством голосов сената и палаты депутатов. Он переизбирался. У него было право законодательной инициативы и наблюдения за их исполнением. С согласия сената он распускал палату депутатов до истечения срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Он назначал на высшие посты, как военных, так и гражданских чиновников. Имел право помилования, т.е. конституция наделила его всеми атрибутами конституционного монарха.

Законодательная власть осуществлялась палатой депутатов и сенатом. Вместе с тем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства, только палата депутатов первой расследовала финансовые законопроекты. 'В тоже время без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. Более того, сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами.