Тема 3. Некоторые аспекты информационной деятельности

Проблемы формирования основ информационного общества

в России[5]

Концепция информационного общества, наряду с концепцией устойчивого раз­вития, дает целостное видение целей и задач обще­ственного развития, предлагает конкретные пути их достижения. Для многих привлекательной чер­той этой концепции является ее не идеологизиро­ванный характер.

Проблемы формирования информационного об­щества в России по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, что объясняется быстрым распространением новейших ИТТ, глобализацией мировых информационно-тех­нологических рынков. Различия связаны с геогра­фической протяженностью страны, недостаточно развитой информационной инфраструктурой, общим переходным состоянием экономики. Вместе с тем, можно констатировать, что за последние годы достигнут существенный прогресс в разви­тии телекоммуникаций, информатизации государ­ственных и коммерческих организаций, информа­ционном законодательстве. Этот прогресс позволя­ет говорить о своевременности перехода от полити­ки, направленной на развитие отдельных отраслей информационной индустрии — связи, компьютер­ного и информационного, аудиовизуального рын­ков, к формированию общей стратегии вхождения в информационное общество, в которой на первый план выходят социальные потребности, личность.

Российская информационная инфраструктура, включающая информационные ресурсы и про­граммно-аппаратные средства вычислительной, телекоммуникационной техники, информационные технологии, а также персонал, обеспечивающий их создание и использование, становится важнейшей составляющей любого вида деятельности и жизне­деятельности общества. Без нее невозможно функ­ционирование государственных структур, реализа­ция прав граждан на информацию, необходимую при решении личных, хозяйственных или обще­ственных проблем.

В развитии информационной инфраструктуры большую роль сыграло Министерство связи, кото­рому за непродолжительный срок удалось преобразовать отрасль, провести акционирование предприятий связи, привлечь иностранные инвестиции, со­здать условия для развития традиционной телефо­нии и новейших средств связи.

В России за последние несколько лет создана нормативная база развития систем телекоммуни­каций в новых экономических условиях. Приняты документы, позволившие перейти от администра­тивного управления к более тонким методам го­сударственного регулирования, что позволяет от­расли эффективно функционировать. В качестве основных принципов этого регулирования можно назвать акционирование предприятий связи, при­влечение инвестиций под крупные проекты, сокра­щение перекрестного субсидирования потребите­лей, сохранение государственного контроля за счет лицензирования (контроль за рынком и поведени­ем операторов) и сертификации (проведение единой технической политики), сохранения государствен­ных пакетов акций в акционированных предприя­тиях.

Рынок средств информатизации, информацион­ных продуктов и услуг является одним из наибо­лее динамичных секторов российской экономики. В России формируется современная информационная инфра­структура. Однако проблем для решения гораздо больше, чем успехов. В целом наступил период переосмысления дея­тельности органов, обеспечивающих развитие ин­формационной сферы в России.

 

Методологическое обеспечение систем информационно-аналитической поддержки[6]

Известно, что процесс принятия и реализации решения состоит из ряда этапов:

- анализ ситуации и постановка проблем,

- выработка и выбор вариантов решений,

- организация выполнения решений,

- контроль выполнения решений.

Каждый этап осуществляется вполне опреде­ленными оргструктурами, автоматизированными системами или их совокупностью, поэтому общий процесс принятия и выполнения решения можно представить как действия вполне определенной ис­полнительной системы, работающей на принципах организации системы управления с отрицательной обратной связью.

Переход (движение объекта управления) от со­стояния А к состоянию В осуществляется струк­турными формированиями, которые можно сгруп­пировать в функциональные блоки, название которых для органа управления вполне соответ­ствует этапам процесса принятия решения:

— служба анализа, разработки проблемных ситуаций и постановки задач управления,

— лицо, принимающее решение, и служба кон­сультантов и советников, обеспечивающих выработку и выбор вариантов решений,

— организационно-распорядительные или производственно-диспетчерские службы, контрольные службы.

При этом необязательно совпадение функциональных блоков с соответствующими структурными подразделения­ми.

В связи с этим правомерна постановка вопросов о необходимости и достаточности оргструктуры и оптимизации оргструктуры.

Скла­дывается новая концепция интеллектуальной под­держки решений, основывающаяся на переработке знаний по проблемной области — это информационно-аналитиче­ская поддержка.

Основная идея поддержки решений заключает­ся в том, что руководитель, несущий полную ответ­ственность за принимаемые решения, в силу слож­ности и неструктурированности возникающих в настоящее время перед ним проблем и трудностей поиска их решения, нуждается в систематической, а не периодической помощи со сторо­ны других лиц на всех этапах процесса выработки верного решения.

Очевидно, что поддержка решений разных ти­пов должна оказываться руководству по-разному, с использованием различной информации. Поддерж­ка стратегических решений требует информации о состоянии и интересах управляемого объекта в це­лом, основных направлениях его развития на дли­тельный период. Для принятия тактического или оперативного решения необходима информация о более частных вопросах функционирования объек­та на сравнительно более коротких отрезках вре­мени, о возможных действиях, подчиняющихся об­щему стратегическому замыслу.

Для управления обществом руководитель госу­дарственного ранга должен, прежде всего, осмы­слить основные принципы и цели управления, на­ходящиеся на уровне общечеловеческих ценностей. Необхо­димо для поддержки управлен­ческих решений использовать ретроспективные динамические исследования переходных процессов, происходящих в обществе.

Знание динамических характеристик важно, поскольку любое управленческое решение является возмущающим сигналом на входе, имеющим ступен­чатую форму.

Пока существуют желания человека в обществе постоянно, происходит ге­нерация новых человеческих потребностей. И в за­висимости от среды обитания эти потребности ре­ализуются полностью, частично или не реализу­ются вовсе. Таким образом, в обществе как си­стеме встречаются два процесса. С одной сторо­ны, растут потребности человека. С другой сто­роны, общество в виде своего управляющего ин­струмента — государства —пытается вернуть систе­му в исходное состояние, ибо для удовлетворе­ния потребностей необходима еще и потенциаль­ная возможность такого акта. Это объективная за­кономерность в действиях самоорганизуемой и са­моуправляемой системы, а таковой и является че­ловеческое общество.

При нормальном динамиче­ском равновесии системы «человек—государство» рост потребностей и их реализация происходят постепенно или равномерно, или по функции мо­нотонного развития. Но в этой паре доминирующую роль играет государство. Объ­ективная закономерность заключается в том, что чем менее гибкой систе­мой регулирования является государство, тем в бо­лее значительной степени накапливаются противо­речия между человеком и государством. Государ­ство или не успевает или не желает их отслеживать и реализовать. При значительном росте проти­воречий, ставящем под вопрос существование са­мой системы, они разрешаются в рамках существу­ющей системы, без изменений или с незначитель­ной ее модернизацией, не затрагивающей систем­ных основ, — это мы называем реформами, или с коренным изменением основ государства как систе­мы регулирования — это мы называем революция­ми.

С точки зре­ния системного подхода к анализу функционирова­ния государства, и революции и реформы плохо, поскольку с точки зрения системного подхода на вход систе­мы как минимум подаются корректирующие или возмущающие сигналы, а это вызывает ответную реакцию системы, называемую переходным процес­сом. Необходимо знать хотя бы физиче­скую сущность этого явления.

Информационные особенности развития деловой среды[7]

Старение, деградация, регресс — всеобщие явления, связанные с всеобщим форморазрушающим движением во времени. На фоне об­щего упадка деловой среды в России некоторые ее элементы обладают свойствами прогресса, т. е. ра­стут, развиваются и проявляют экспансию. В рыночной экономике взаимодействия участ­ников рынка выглядят случайными, а их успех вро­де бы определяется интуицией, опытом, везеньем, некими глобальными синергетическими "сдвига­ми", которые происходят где-то "глубоко" и кото­рые не зависят от людей.

Пред­принимательские инновации производят целый ряд небольших изменений в товарах и процессах, ана­логично тому, как генетические процессы понемно­гу изменяют характерные черты различных видов флоры и фауны.

В процессе коммуникации людей вырабатыва­ются устойчивые элементы: слова, жесты, мело­дии, навыки, идеи и т. п., оказывающие серьезное влияние на их поведение. Стабилизация понятий осуществляется путем их общественного признания и использования, в частности, путем ци­тирования.

Потребители товаров, с одной стороны, в основ­ном формируют тот потребительский спрос, кото­рый определяет жизненный цикл товара. С другой стороны, производители товаров, конкурируя меж­ду собой на рынке, также оказывают сильное влия­ние на жизненный цикл товара.

За счет всеобщего движения во времени эле­менты Деловой среды стареют, а их реальная сто­имость уменьшается (инфляционные форморазрушающие процессы). За счет ин­дивидуализирующих, формообразующих процес­сов, элементы Деловой среды выделяются из окру­жающей их среды, и их реальная стоимость растет, например, фирменные знаки, или со­здаются новые оригинальные элементы.

Информационное дополнение рынка — инфор­мационный фонд Деловой среды - также должен обеспечивать определенный набор функций, пять из которых приведены далее. В любое время из любого места любое лицо может получить (пре­доставить) информацию о товаре в фонде данных Деловой среды в объеме, обеспечивающем описа­ние потребительских свойств товара и позволяю­щем извлекать из него информацию об индивидуа­лизирующих свойствах товара.

Если рынки сбыта рассматривать как товар, тогда становится понятно, почему фирмы тратят столько денег на рекламу, маркетинг и продвижение товаров, а покупатели готовы оплатить до­полнительные расходы на это в цене товара, до­ходящие до 50%. Покупатель идет на это с целью сэкономить на альтернативной стоимости времени, которое он мог бы потратить на получение инфор­мации о товаре и его характеристиках.

Любое лицо — участник Деловой среды - должно предоставлять товары другим ли­цам для рассмотрения на предмет их включения в деловой оборот и определения культурной ценно­сти, безопасности для человека, окружающей сре­ды и "чистоты" (легальности) этих товаров.

Для информационного фонда Деловой среды можно сформулировать следующие внутренние функции. К любому временному элементу инфор­мационного фонда, находящемуся в любом элемен­те Мировой деловой системы, подключается новая информация о товаре сотрудниками национально­го элемента этой Системы способом, обеспечиваю­щим репрезентативность и индивидуальность то­вара.

 

Бизнес и власть: информационный аспект взаимодействия[8]

Переход на рыночные принципы хозяйствова­ния характеризуется необходимостью адаптации деятельности предприятий к изменившейся поли­тической, правовой и экономической обстановке, сопровождается появлением все возрастающего ко­личества новых мелких и средних предприятий и фирм различной формы собственности, которые бу­дут создавать все большую часть национального продукта страны, и общей активизацией предпри­нимательской деятельности (бизнеса).

Парламенты и правительства новых суверен­ных государств, не имея необходимого опыта и зна­ний, приступили к созданию и выработке не прове­ренных практикой новых законов, постановлений и указов вместо адаптации уже имевшихся к новым условиям жизни общества. Новые законы (поста­новления, указы) зачастую не имеют механизмов осуществления, порой приходят в несоответствие друг с другом, провоцируя атмосферу неопределен­ности.

Известно, что в условиях неопределенности дей­ствий властных структур государства бизнес не может нормально развиваться. Предприниматели должны как можно больше быть осведомлены о том, что готовит для них руководство страны в виде результатов законотворческой деятельности, стратегических и тактических политических, пра­вовых и экономических замыслов.

Возникла острейшая социальная необходимость в информационном регулировании взаимоотноше­ний бизнеса, государства (как властной структу­ры) и общества. Информация становится реальным инструментом взаимодействия бизнеса — государ­ства (власти) — общества, средством достижения компромиссов, принятия согласованных решений и взаимовыгодных действий на любом уровне упра­вления экономикой. Именно уровень и качество взаимоотношений власти и бизнеса на информационной основе обес­печивают реальную, а не декларированную глас­ность, являющуюся гарантом открытости и взаим­ного доверия между властными структурами (пар­ламент, правительство, местные органы управле­ния), предпринимателями и обществам в целом. Качественная информационная легальная связь этих структур во многом лишает питательной сре­ды явления коррупции, злоупотреблений государ­ственной властью.

Однако, несмотря на возникающее разнообра­зие источников и каналов информации, работаю­щих в русле взаимоотношений власти, бизнеса и общества, а также достаточное количество инфор­мационных структур, обслуживающих потребите­лей в сфере бизнеса (в основном, это коммерческие структуры — фирмы, конторы, малые предприя­тия и т. д.), следует констатировать отсутствие системы взаимосвязи правительственных органов и сфер бизнеса на информационном аналитико-концептуальном уровне.

Информационное обеспечение процесса эконо­мических реформ и маркетинг рынка информа­ционных услуг нуждаются в информационной си­стеме, которая стала бы посредником между вла­стью и сферой предпринимательства, обеспечивала бы возможность соблюдения взаимных интересов предпринимателей и государства, разумного соче­тания государственной политики и деловых инте­ресов предпринимателей на базе концепции стра­тегического менеджмента и маркетинга.

Какая информация нужна различным струк­турам в первую очередь?

Предприятию с маркетинговой ориента­цией нужна информация о потребностях внутрен­него и внешнего рынков; о потребителях — пред­приятиях и различных социальных группах обще­ства; о поставщиках, партнерах, посредниках; о законотворческой деятельности властей; юридиче­ская, статистическая и т. д.

Министерствам и ведомствам, кроме указанной выше, нужна еще информация, позволяю­щая решать задачи формирования в стране науч­но-технического потенциала, организации и техни­ческого обеспечения производства конкурентоспо­собной продукции, предупреждения диспропорции, способствования предприятиям в максимально эко­номном выпуске продукции высокого качества.

Широко распространена ошибка управления — государственных служащих различных рангов — ожидание от информационных структур готовых управленческих решений. Но даже при наличии высокоэффективной информационной системы, ко­торая упоминалась выше, подготовка, принятие и контроль реализации управленческих решений — это прерогатива государственных структур. Ин­формационная функция в принятии решений — это подготовка вариантов (аванпроектов) решений на основе информационных исследований, в которых формулируется тенденция научно-технического и социально-экономического развития, возможность и целесообразность (с учетом вероятных положи­тельных и отрицательных последствий) выбора ва­риантов управленческих решений для эффективно­го разрешения проблем государственного уровня.

В теории принятия решений процедура реше­ния задач любой сложности состоит в выполнении следующих операций: идентификация задачи; по­становка цели решения; сбор и обработка инфор­мации; выбор критериев оценки альтернатив; под­готовка вариантов решения; выбор окончательного варианта; собственно принятие решения. Каждая из названных операций требует информационной поддержки.

Не вызывает сомнения то, что принятие окон­чательного решения — функция руководителя как государственной, так и коммерческой структу­ры. Руководителю, принимающему или утверждающему окончательное законодатель­ное решение или решение об изменении направления произ­водственной (коммерческой) деятельности, не все­гда ясны мотивы выбора промежуточных решений. Опытный руководитель про­тивопоставляет рекомендуемому решению свои ин­туитивные представления, которые либо сразу со­гласуются с предложенным вариантом, либо суще­ственно расходятся с ним. В этом случае дополнительно привлекаемая информация становится сред­ством более глубокой оценки альтернатив и снятия противоречий.

Информация и информационное взаимодействие относятся к фундаментальным основам общества, обеспечивая столь необходимое сейчас понимание и взаимное стремление действовать во благо госу­дарства, бизнеса и различных слоев общества.

 

Об использовании информационных методов при изучении социальных систем[9]

I. Рассмотрим некоторые подходы к анализу процессов, происходящих в сложных соци­альных системах. Многообразие современной экономи­ческой и политической жизни делает подобные задачи трудными для анализа даже тогда, когда многое ка­жется очевидным, не говоря уже о слабоструктуриро­ванных и плохо формализуемых проблемах.

Традиционные методы оценки состояния и прогнозирования (контент-анализ, структурно-логическое моделирование, анализ корреля­ций и регрессий, имитационное моделирование, методы экспертных оценок, эвристические методы и др.) не во всех случаях могут найти эффективное практическое применение. Очевидно, что выбор конкретного метода в большой степени связан с имеющейся у исследователя исходной информацией, его навыков и интуиции.

Основная идея теории рефлексии заключается в том, что для решения поставленных задач необходимо: создание надежных методов мониторинга политической ситуации, использо­вание самообучающихся и самоорганизующихся модели­рующих систем, учет в них законов психологии (зако­нов рефлексии) как отдельной личности, так и боль­ших коллективов.

С помощью статистического подхода к поименным голосованиям можно достаточно эффективно выделять реальные фракции и группировки в выборных органах. Для этих целей возможно использование широкого на­бора методов и приемов — от многомерного шкалиро­вания до различных приемов кластеризации.

Например, в одной из работ предложен метод «усредненного депутата» для анализа эффективности деятельности произвольного парламента. Введено поня­тие диаграммы расстановки политических сил — некой кривой, отражающей распределение степени совпадений голосований отдельного депутата с общим результатом. По ее виду можно судить о качественных особенностях парламента: тоталитарной, анархической или демокра­тической его сути.

В том случае, когда некоторая система состоит из элементов (кластеров), проявляющих «разумное нача­ло», ее можно представить динамической системой, а доведение описать системой неких дифференциальных уравнений. Под разумным началом понимается такое поведение элементов системы, обладающих подвижно­стью, при котором элементы взаимодействуют друг с другом, меняют тип, переходят в другую группу (кла­стер), расширяют состав своей группы (кластера) за счет элементов другой группы.

Нетривиальные эффекты возникают при размерах жизненного пространства, значительно превосходящих длину диффузии, длину среднего индивидуального пе­ремещения. В связи с этим интересно выделение не­скольких явно выраженных этапов, таких, как: образо­вание кластеров, расширение кластеров, эволюция гра­ниц кластеров. Использование подобных моделей в ряде случаев позволяет произвести качественный анализ происходящих процессов.

Весьма продуктивным может быть использование теории рефлексии.

В социальной психоло­гии рефлексия выступает в форме осознания дейст­вующим субъектом — лицом или общностью — того, как он в действительности воспринимается и оценива­ется другими людьми. При этом в сложном процессе рефлексии даны как минимум шесть позиций, харак­теризующих взаимное отображение субъектов:

сам субъект, каков он есть в действительности;

субъект, каким он видит себя;

субъект, каким он воспринимается другим,

и те же три позиции со стороны другого. При этом рефлексия выступает как своеобразный удвоенный процесс зеркального отображения индиви­дами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное отображение внутрен­него мира партнера, в котором, в свою очередь, ото­бражается внутренний мир первого. Как правило, про­цессы рефлексии изучались либо в лабораторных усло­виях, либо на малых группах, подвергавшихся иссле­дованию. Вместе с тем можно предположить наличие рефлексии в более широком смысле — рефлексии окру­жающей действительности в. состоянии выборного орга­на, распространив на него антропоморфный подход.