По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер.

Основные опасности и угрозы национальной безопасности России

Как уже отмечалось, несмотря на происшедшие в конце прошлого века кардинальные перемены, уровень напряженности в межгосударственных и международных отношениях не снизился, а по ряду направлений степень опасностей и угроз даже возросла.

Опасность – это возможность, угроза чего-нибудь опасного, способность вызвать или причинить какой-нибудь вред, несчастье.

Угроза- это запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло.

Как видим, оба эти понятия, описанные в словаре русского языка, взаимосвязаны. Если их сравнивать сквозь призму национальной безопасности, то, под угрозами понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Другими словами, угроза – это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака:

- она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность;

- угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим;

- это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба;

- это динамически возросшая опасность.

Опасность – это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам.Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различия между ними незначительными. Но всё же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу.Это значит, что опасность может существовать, а угрозы не будет, или же в определенных действиях опасность может достигнуть характера угрозы.

Угрозы подразделяются на :

- реальные и потенциальные;

- внешние и внутренние.

По своим масштабамугрозы проявляются на государственном и локальном уровнях.

Угроза безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Справочно:

Угрозы природного характера –это, прежде всего, возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов : землетрясений, цунами, наводнений, засух и т.д. Природа порождает угрозы через действие космических и земных сил – механических, физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы проявляют себя вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются «природными стихиями »или «стихийными бедствиями». Но природа и сама подвергается опасности в результате все возрастающего воздействия на неё общества, созданной им техники и технологий. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которые уже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей, человеческого общества.

Угрозы техногенного характерасвязаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасность представляют также запуск космических объектов, авиакатастрофы, взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.

Угрозы социального характерасвязаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз и для самих себя, и для окружающей среды через действия различных социальных сил – наций, классов, партий, группировок, силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядка выступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность), неумение, беспечность, безответственность. Ещё в большей мере создает угрозы прямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградация личности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерных деструктивных сил общества можно выделить преступный мир, политических экстремистов, вышедшие из под общественного контроля военизированные формирования, террористы.

Деструктивную роль играет, с одной стороны, паралич власти, а с другой – политический произвол, властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградация значительной части общества и т.д. Их действия могут быть сознательно планируемыми (преступления против личности, общества, государства, государственные перевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.д.), но они могут быть и относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемые результаты.

В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер. Например, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.

 

В Стратегии национальной безопасности РФ, прежде всего в ее второй части, определены факторы и угрозы, оказывающие негативное влияние на обеспечение национальных интересов нашей страны.

В статьях 10 – 12 говорится:

«10. На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

11. Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

12. Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.

В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников.

Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.

Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки.

Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.»

Особый интерес представляют угрозы военной безопасности сформулированные в третьем разделе Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (ст. 30):

«30. Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.»

Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами России права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье, на доступное образование и культурное развитие.