ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ В ЧС

Основным требованием Женевских Конвенций является то, что во время войн человек должен придерживаться определенных норм гуманного отношения к врагам. За основу в Женевских Конвенциях берется принцип уважения к человеческой личности.

Все Женевские Конвенции и Дополнительные Протоколы направлены на защиту жертв войны. Но каждый из этих документов имеет свою сферу деятельности, свое применение.

I-я Женевская Конвенция "Об улучшении судьбы раненых и больных в действующих армиях" и II-я Женевская Конвенция "Об улучшении судьбы раненых, больных и особ, которые потерпели корабельную аварию из состава вооруженных сил на море", обеспечивают защиту раненым, больным и особам, которые потерпели аварию на море.

Кроме вопросов защиты больных и раненых I и II Женевские Конвенции уделяют большое внимание вопросам защиты медицинского и обслуживающего персонала, их оборудования, а также других лиц (администраторов, водителей, поваров и др.), которые используются постоянно или временно для административно-хозяйственных нужд. Попав в руки неприятеля, особы из состава медицинского или обслуживающего персонала, должны иметь возможность продолжать выполнять свои функции по уходу за ранеными и больными. Этот персонал, согласно Конвенциям, пользуется распознавательной эмблемой Красного Креста и Красного Полумесяца на белом фоне и удостоверением.

III Женевская Конвенция - "О поведении с военнопленными" - определяет статус комбатанта и военнопленного. Согласно Конвенции лица, которые входят в состав вооруженных сил и участвуют в боевых действиях, есть комбатанты (кроме медицинского и обслуживающего персонала). Любой комбатант, который попадает во власть противника, становится военнопленным.

Конвенция требует со всеми военнопленными обходиться одинаково. Привилегии могут быть установлены исключительно в зависимости от состояния здоровья, возраста, звания или квалификации военнопленных.

Государство, которое содержит военнопленных, обязано бесплатно обеспечить их пищей, обмундированием, жилищем и медицинской помощью.

Военнопленных, за исключением офицеров, могут привлекать для выполнения работы в условиях, которые не хуже условий труда граждан государства. Однако, их не должны принуждать к работам военного характера, а также к работам, которые угрожают их здоровью или принижают их достоинство.

Военнопленные должны иметь возможность уведомить об этом свою семью, а также Центральное агентство поиска МККК.

Военнопленные, которые тяжело больны или тяжело ранены, должны быть репатриированы. После окончания военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы.

Текст Конвенций должен быть вывешен в каждом лагере военнопленных, чтобы дать возможность в любое время ознакомиться со своими правами и обязанностями.

IV Конвенция "О защите гражданского населения во время войны" провозглашает некоторые нормы защиты лиц, которых касается вооруженный конфликт, независимо от национальности или территории, на которой лицо проживает.

Особое внимание ІV Конвенция уделяет гражданским лицам, находящимся под властью противника, которые делятся на две категории:

1.гражданские лица, которые находятся в стране противника ;

2. население на оккупированной территории.

Запрещается депортация или изгнание населения. Всякое привлечение к работе в принудительном порядке ограничивается суровыми правилами.

На некоторых положениях I Протокола остановимся более подробно.

В статьи 50 ІІ главы дается определение гражданских лиц и гражданского населения.

Каждое лицо, которое не является комбатантом, есть гражданским лицом. Население, которое состоит из гражданских лиц, есть гражданским населением.

В соответствии со статьей 51 "Защита гражданского населения", гражданское население и отдельные гражданские лица не должны быть объектами нападения.

Большое внимание обращается на вопрос защиты гражданских объектов. Этому посвященная ІІІ глава Протокола. Все объекты, которые не являются воинскими объектами, относятся к гражданским объектам и не должны подвергаться нападениям.

В отдельности оговаривается защита окружающей среды. Эти вопросы затронуты в статье 55: "...Во время боевых действий необходимо проявлять заботу о защите окружающей среды от больших и серьезных повреждений”. Такая защита предусматривает запрет использования методов и средств ведение войны, которые могут причинить такие убытки и тем самым повредить здоровью и выживанию населения.

Необходимо обратить внимание на статью 56 "Защита оборудования и сооружений, которые несут в себе опасные силы". Согласно Протоколу, к ним относятся плотины, дамбы и атомные электростанции. Они не должны быть объектами нападения даже в тех случаях, когда они отнесены к воинским объектам, если во время нападения возможно высвобождение опасных сил, вследствие чего возможны большие и тяжелые потери среди гражданского населения. Для облегчения распознавания таких объектов, конфликтующие стороны должны обозначать их специальным знаком на основании статьи 66 (рис. 2).

Эти главные Положения Конвенции и Дополнительных Протоколов должны знать не только руководители всех уровней власти лично, а и каждый гражданин любой страны. К сожалению, события в мире свидетельствуют о том, что не всегда эти важные международные документы выполняются по тем или иным причинам.

 

ЗАДАЧА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОГЛАСНО ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОТОКОЛОВ

Шестая глава ІV Конвенции целиком посвящена Гражданской обороне и дополнена Первым Дополнительным Протоколом.

 

ЧАСТЬ ІV. ГЛАВА VІ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА