Организационная структура СОЕИ

Структура системы

Различают функциональную и организационную структуру системы.

Функциональная структура включает законодательные, теоретические, технические и организационные основы.

Законодательные основы определяются:

· Законом «Об обеспечении единства измерений» и другими взаимосвязанными законами;

· Указами Президента РБ;

· Постановлениями Правительства РБ;

· Международными соглашениями;

· Постановлениями и НД ГОССтандарта;

Теоретические основы системы определяются:

· Теорией измерений;

· Системой единиц величин;

· Терминами, определениями;

· Теорией и методами математической статистики;

· Методами оценки МХ;

· Научными основами построения системы воспроизведения и передачи размера единиц величин.

Технические основы системы определяются:

· Воспроизведением единиц величин;

· Передачей размера единиц величин при проведении поверки, МА и калибровки СИ;

· Разработкой и производством СИ и СО;

· Государственными испытаниями и утверждением типа СИ и СО;

· Деятельностью служб времени и частоты, СО состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Организационные основы системы определяются:

· Принципами построения МС РБ;

· Научно-методическим руководством МС органов государственного управления и субъектов хозяйствования;

· Правилами государственного метрологического надзора и метрологического контроля за соблюдением метрологических норм и правил;

· Подготовкой и повышением квалификации кадров;

· Взаимодействием системы с другими системами РБ: Государственной системой стандартизации РБ, Системой аккредитации РБ, Национальной системой сертификации РБ;

· Международным сотрудничеством в области создания эталонов и СО, сличений, признанием результатов Государственных испытаний, поверки СИ и МА СО, а также по другим проблемам сотрудничества.

В 90-е годы XX века экономика респуб­лики развивалась в условиях формирую­щихся рыночных отношений и обостряю­щейся конкуренции. Для выхода белорус­ских товаропроизводителей на зарубежные рынки первостепенное значение государ­ством стало придаваться качеству выпус­каемой продукции и повышению ее конку­рентоспособности. Для достижения этих целей, а также интеграции в мировую эко­номическую систему при сохранении и раз­витии сложившегося сотрудничества со странами СНГ, возникла необходимость в ак­тивном использовании возможностей стан­дартизации и метрологии, сертификации и аккредитации как механизмов улучшения качества во всех сферах его проявления. В те годы и началось формирование метрологической службы РБ способной решить данные задачи.

В настоящее время организационную структуру СОЕИ составляют:

· Государственная метрологическая служба (ГМС);

· Метрологическая служба органов государственного управления и субъектов хозяйствования;

· Аккредитованные поверочные, калибровочные и испытательные центры и лаборатории.

В Государственную метрологическую службу входят:

· Госстандарт;

· БелГим;

· Региональные метрологические центры Госстандарта;

· Институт повышения квалификации и переподготовки кадров.

ГОССтандартвозглавляет государственную метрологическую службу и является основным координатором и организатором всех метрологических работ, выполняемых в РБ. Основные функции ГОССтандарта представлены на рис.3

Основными функциями Госстандарта являются:

· осуществление руководства стандартизацией, метрологией и сертификацией;

· обеспече­ние единства измерений, создание и ведение национальных эталонов единиц физических величин;

· взаимодействие по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организа­циями;

· осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением стандар­тов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники

БелГим выполняет следующие функции:

· Разрабатывает научно-методические, технико-экономические, организационные и правовые основы Системы;

· Координирует фундаментальные и проводит прикладные исследования по обеспечению единства измерений;

· Осуществляет хранение и проведение сличений национальных эталонов единиц величин;

· Обеспечивает воспроизведение и передачу единиц величин эталонам МС;

· Осуществляет научно-методическое руководство разработкой программ МО и государственным метрологическим надзором и контролем за состоянием и применением СИ;

· Разрабатывает нормативные и методические документы по метрологии;

· Проводит государственные испытания, МА, поверку и калибровку СИ;

· Ведет реестр утвержденных типов СИ и СО, Реестр национальных и исходных эталонов;

· Участвует в подготовке и повышении квалификации специалистов в области метрологии и аккредитации;

· Осуществляет издание научных нормативных и информационных публикаций.

БелГимвыполняет обязанности главного центра национальных эталонов, головной организации Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы времени и частоты; Национальной калибровочной службы, Органа по аккредитации поверочных, испытательных и калибровочных лабораторий, головной организации по стандартизации в области метрологии, уполномоченного органа по сертификации МОЗМ, регионального метрологического центра Госстандарта по г. Минску и Минской области.

Основными задачами Государственной служба стандартных образцов службы являются:

· Обеспечение единства измерений в области деятельности, связанной с определением состава и свойств металлов, сплавов, нефтепродуктов, с/х сырья, продуктов питания, объектов окружающей среды и других веществ и материалов;

· Воспроизведение и хранение с помощью СО единиц величин, характеризующих состав и свойств веществ и материалов;

· Обеспечение соблюдения правил и норм законодательной метрологии при разработке, изготовлении и МА СО;

· Обеспечение государственного метрологического надзора и метрологического контроля за состоянием и применением СО;

· Координация работ по установлению технических требований, созданию, аттестации и разработке правил по применению СО;

· Разработка правил и процедур по проведению межлабораторных сличений СО;

· Проведение анализа и прогнозирование потребности в СО, информационное обеспечение разработчиков, изготовителей и потребителей СО;

· Разработка и представление правительству проектов национальных программ развития и совершенствования службы СО;

· Международное сотрудничество по созданию и использованию СО.

Основные задачи Государственной службы времени и частоты:

· Выполнение работ по определению, воспроизведению и хранению единиц времени, а также МО приема, передачи частотно-временной информации по каналам связи, телевещания и спутниковым системам;

· Разработка мероприятий, связанных с международным сотрудничеством;

· Публикация официальных информационных и справочных изданий;

· Подготовка предложений об изменении установленного порядка исчислений времени (переход на летнее время);

· Разработка структуры технических систем и средств, обеспечивающих измерение времени, эталонных частот и доведение информации до потребителя;

· Подготовка программ по развитию и совершенствованию технических систем и средств, обеспечивающих измерение времени и эталонных частот.

 

Основные Государственной службы справочных данных:

· Установление точных и достоверных значений физических констант;

· Координация научно-технического обеспечения работ по получению, сбору оценки достоверности и аттестации данных о свойствах материалов и веществ;

· Создание, развитие банков(баз) данных по материалам и веществам на основе средств вычислительной техники и каналов связи;

· Развитие и совершенствование систем официальных информационных и справочных изданий;

· Разработка норм, правил и требований, обеспечивающих применение достоверных данных при решении научно-технических проблем, задач управления, стандартизации, планирования, производства, учета, снабжения, обеспечения и др.;

· Осуществление международного сотрудничества в области стандартных справочных данных о материалах и веществах.

Основными задачами Национальной калибровочной службы РБявляются:

· Обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому надзору и контролю, на основе установленных требований к организации и проведению работ по калибровке;

· Гармонизация общеправовых и технических требований с международными правилами калибровки;

· Развитие метрологической инфраструктуры для обеспечения качества продукции и повышения конкурентоспособности в промышленной сфере;

· Перераспределение ответственности между производителями и потребителями метрологических услуг в части измерений, не относящихся к области законодательной метрологии;

· Разработка нормативных методических документов по калибровке;

· Утверждение типовых методик калибровки;

· Аккредитация калибровочных лабораторий;

· Государственный надзор за деятельностью калибровочных лабораторий, соблюдением метрологических норм, правил и требований НД.

Региональные метрологические центры Госстандарта.В РБ функционирует 16 региональных метрологических центров Госстандарта, которые базируются на областных и городских центрах стандартизации, метрологии и сертификации.

По положению о региональном метрологическом центре эти государственные организации Госстандарта выполняют следующие функции:

· Проводят анализ состояния измерений и координацию работ по выполнению заданий отраслевых программ МО;

· Осуществляют хранение рабочих эталонов и СИ и передачу размера единиц величин эталонам и СИ;

· Проводят государственный надзор за производством, состоянием, применением, ремонтом СИ и соблюдением метрологических правил, требований и норм, за состоянием и применением МВИ, за работой метрологических служб, за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды и всех видов сырья и продукции;

· Осуществляют методическое руководство деятельностью метрологических служб субъектов хозяйствования;

· Проводят государственные испытания, поверку, МА, калибровку СИ;

· Осуществляют метрологическую экспертизу проектов образцов продукции;

· Выполняют особо точные измерения и прокат СИ.

 

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров:

· Организует и проводит повышение квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов субъектов хозяйствования и государственных инспекторов по надзору за стандартами и СИ.

· Осуществляет разработку и издание учебных планов, программ, МУ и учебных пособий, конспектов лекций на основе типовой учебно-методической документации.

В РБ Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров является Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГОССтандарта.