Структура и оснащение испытательно-диагностического комплекса.
Программное испытание машины осуществляется в специально создаваемом испытательно-диагностическом комплексе (ИДК) или центре (ИДЦ), структура которого приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура испытательно-диагностического центра
Испытание опытного образца машины ведется в режиме автоматизированного эксперимента и состоит из последовательных циклов в соответствии с алгоритмом испытания (см. рисунок 2).
Значения выходных параметров определяются при помощи измерительного комплекса и вводятся в ЭВМ, где производятся необходимые расчеты, результаты которых хранятся в памяти машины.
Кроме того, имеется диагностическая аппаратура, при помощи которой оценивается состояние отдельных элементов машины, например, их тепловые поля, виброакустические сигналы и другие характеристики.
Для выполнения тех функций, которые отведены измерительно-диагностическому комплексу в общей блок-схеме испытания, его приборное оснащение должно содержать следующую аппаратуру: датчики (преобразователи) первичной информации; усилительно-преобразующую аппаратуру; коммутаторы для запрограммированного опроса показаний отдельных приборов; цифровые измерительные приборы и аналого-цифровые преобразователи; ЭВМ и интерфейсные приборы для связи с объектами; устройства ввода и вывода информации.
Таким образом, в ИДК объединена метрологическая, регистрирующая и вычислительная аппаратура, и комплекс выполняет не только измерительно-диагностические, но и информационно-вычислительные функции.
Приборное и компьютерное оснащение комплекса при однотипной его структуре может быть весьма разнообразным.
Параметры и характеристики, измеряемые в процессе стендовых испытаний, отражают специфику машины и уровень требований к ее качеству.
Наиболее характерно определение следующих показателей.
а. Измерение параметров траекторий рабочих органов машины - линейных, круговых, точности позиционирования, точности взаимного положения - может осуществляться с применением универсальных измерительных средств. Однако для автоматизированных методов испытания, как правило, желательно осуществлять бесконтактные измерения, когда прибор находится вне рабочей зоны объекта испытания. Поэтому наиболее целесообразно применение приборов, использующих оптические принципы измерения, - автоколлиматоров, лазерных интерферометров, голографических приборов. Свою специфику имеет измерение траекторий точных вращающихся элементов (шпинделя, ротора). Для этих целей создано большое число весьма точной аппаратуры, которая приспособлена для стендовых испытаний.
б. Измерение кинематических параметров - частот вращения, величин перемещений узлов, линейных скоростей, ускорений, передаточных отношений - производится при каждом из выбранных режимов работы машины. Как правило, многие из этих параметров устанавливаются и
регистрируются самой системой управления машиной, особенно для оборудования с числовым программным управлением.
в. Измерение сил - рабочих нагрузок, сил и крутящих моментов в приводе, давлений в гидросистемах, напряжений в корпусных деталях, давлений в направляющих и др. - может осуществляться как с применением универсальных средств, так и специальными устройствами. Например, при испытании станков широкое применение получили динамометрические столы и устройства для измерения сил резания. Различного рода первичные преобразователи - тензорезисторные, пьезокри-сталлические и другие широко используются для этих целей.
г. Измерение деформаций и оценка жесткости элементов машины служит для выявления причин отклонений выходных параметров и той роли, которую играют деформации в суммарной погрешности работы машины. Поэтому в данном случае измерение деформаций должно осуществляться в процессе испытания и служить диагностическим сигналом.
д. Измерение вибраций, когда определяются амплитуды, частоты, фазы колеблющихся элементов машины, оцениваются их спектры, определяются амплитудно-фазово-частотные и другие характеристики, представляет собой специальную широко развитую область исследований .
Вибрации во многом определяют работоспособность объекта. Их измерение позволяет выявить резонансные зоны с повышенными амплитудами колебаний.
е. Измерение тепловых полей - температур в различных точках машин, тепловых деформаций, изменения температуры смазки, колебаний температуры окружающей среды - позволяет оценить причины тренда выходных параметров машины и период тепловой стабилизации системы.
Для измерения температур в различных точках машины в качестве первичных преобразователей используют различные термопары и терморезисторы. Для анализа всего теплового поля и динамики его изменения обширную информацию могут дать тепловизоры. Их высокая чувствительность к инфракрасному излучению позволяет применять приборы, расположенные на расстоянии нескольких метров от объекта.
При испытаниях, связанных с оценкой надежности, всегда осуществляется измерение числа циклов или длительности работы машины, а также измерение характеристик процессов (например, износа), приводящих к изменению параметров машины во времени.
Большое значение при испытаниях имеют диагностические процедуры, которые призваны выявить причины и источники тех или иных отклонений от заданных значений.
При осуществлении процесса диагностирования необходимо учитывать информативность того сигнала, который поступает от соответствующего преобразователя.
Значительно большую информацию, чем показания первичного преобразователя, дающего численное значение данного параметра, несет сигнал в виде функциональной зависимости. Такими сигналами могут служить траектории рабочих органов машины, законы изменения сил или крутящих моментов за цикл работы механизма, виброакустические сигналы и т.п. Анализ этих функций, спектральный анализ процессов вибраций или акустических сигналов и другие методы оценки функций позволяют из одного сигнала выделить ряд составляющих, характеризующих состояние различных элементов или узлов машины.
На рисунке 5 на примере шпиндельного узла многоцелевого станка показана схема процесса диагностирования с использованием информации, которую несут тепловые поля станка. Выходными параметрами системы являются характеристики траектории опорной точки, расположенной на переднем торце ползуна.
Основными источниками тепловыделения являются опоры шпинделя, особенно передняя, направляющие скольжения, приводные механизмы, а также процесс резания. Информация, полученная от термопар, и анализ динамики изменения во времени температур отдельных точек узла позволяют определять параметры теплового поля.
Изменение во времени t параметров теплового поля, например разности ∆θ температур θmах и θmin между наиболее и наименее напряженными точками корпуса - ∆θ = θmах - θmin, позволит дать представление и о соответствующих тепловых деформациях, а при необходимости измерить их.
Одновременно с этим определяются параметры траектории ползуна, например, при помощи оптико-электронного (лазерного) прибора.
Измеряя параметры каждой реализации траектории, получим характеристику всего ансамбля и, в первую очередь, тренда траектории ∆X, который, как правило, связан с тепловыми полями.
Сравнение выходных параметров с соответствующими диагностическими сигналами позволяет оценить влияние тепловых полей и установить зависимость (детерминированную или стохастическую) между ними. Задачи диагностирования машины переплетаются с задачами, возникающими при ее испытании, однако применение методов диагностирования позволяет сделать испытания машины более информативными и повысить их эффективность.
Рисунок 5 – Схема диагностирования теплонапряженного шпиндельного узла
При программных испытаниях целесообразно применять управляемые нагрузочные устройства для имитации силовых и тепловых нагрузок, действующих на машину. Программные нагрузочные устройства находят применение при испытаниях машин, например вибраторы при исследовании динамических процессов.
Однако часто нагрузочные устройства не приспособлены для автоматизированных испытаний.
В качестве примера на рисунке 6 рассмотрены нагрузочные устройства для имитации сил резания при испытании металлорежущих станков.
Рисунок 6 – Нагрузочные устройства для испытания металлорежущих станков
Для эффективного использования аппаратуры и возможностей испытательно-диагностического комплекса разрабатывается частная методика программных испытаний применительно к конкретному образцу машины. При этом целесообразно провести предварительные (зондирующие) испытания с целью сокращения до минимума объема основных испытаний при сохранении достоверности выводов и корректности принятых ограничений.
Предварительные испытания должны дать ответы на следующие вопросы:
1. Есть ли необходимость оценивать при испытании всю номенклатуру установленных выходных параметров или можно ограничиться частью из них?
2. Все ли диагностические сигналы несут необходимую информацию, нет ли избыточной информации, которая не используется для оценки качества и надежности машины?
3. Достаточна ли точность используемой аппаратуры для достоверного суждения о полученных значениях выходных параметров?
4. Возможно ли последовательное испытание отдельных узлов и элементов машины и как это скажется на достоверности общих выводов?
Следует иметь в виду, что программный метод испытания машины не исключает испытания ее отдельных узлов и элементов в соответствии с предъявляемыми к ним техническими требованиями.
Однако положительная оценка компонентов сложной системы еще не означает, что система в целом также будет работоспособна.
При функционировании сложной системы, которой является машина, возникают взаимодействия и взаимовлияния отдельных ее элементов, разные составные части оказывают совместное влияние на формирование выходных параметров всей системы. Например, это могут быть взаимные влияния тепловых полей отдельных узлов, их динамические взаимодействия, деформации в зонах сопряжений узлов и другие причины, которые влияют на показатели качества и надежности машины.
Поэтому испытание всей машины для оценки ее выходных параметров с учетом возможного диапазона эксплуатационных воздействий является основным завершающим этапом создания нового образца.
После проведения предварительных этапов приступают к организации основных испытаний в соответствии с блок-схемой алгоритма программных испытаний (см. рисунок 2).
Наиболее характерна следующая последовательность измерений и расчетов:
1. При каждом цикле испытаний (всего N циклов) регистрируются показания «к» измерительных преобразователей (датчиков), каждый из которых оценивает протекание некоторого процесса функционирования машины при данных условиях работы.
2. От каждого датчика записывается в память машины массив значений процесса a1, ... , an. В результате получаем многомерный массив (k × n) членов.
3. По этим данным рассчитываются числовые значения для «m» установленных выходных параметров Х1, ... ,Хm, которые характеризуют работу машины при данном цикле испытаний.
4. После проведения всех N циклов накапливается массив значений для каждого из «m» выходных параметров. В результате статистической обработки определяются характеристики областей состояний для каждого выходного параметра.
5. Рассчитываются показатели начального уровня надежности машины и, прежде всего, запас надежности по каждому параметру.
6. Осуществляется прогноз длительности нахождения области состояний внутри области работоспособности и оценивается вероятность безотказной работы машины как функция времени.
Испытательно-диагностический центр (ИДЦ) должен играть ведущую роль в обеспечении конкурентоспособности вновь создаваемых машин, поскольку он является инструментом для оценки всех тех факторов, которые определяют показатели качества и надежности машины.
Функции ИДЦ при создании новой модели машины приведены на рисунке 7.
Новая машина будет конкурентоспособна в том случае, если не только выполнены все предписания стандартов и норм (это необходимое условие), но также если машина удовлетворяет специфическим требованиям заказчика и обладает дополнительными свойствами, которые могут заинтересовать потребителя.
Испытания должны дать объективную оценку и подтверждение того, что заявленные изготовителем характеристики машины действительно реализованы в выпускаемой модели.
Информация о состоянии объекта и прогноз возможных изменений его параметров служит основой для принятия оптимальных решений по обеспечению выпуска качественных и надежных машин и для сокращения периода освоения новых моделей.
Рисунок 7 – Роль испытательно-диагностического центра в обеспечении конкурентоспособности машины
Контрольные вопросы.
1. Какие виды испытаний техники на надёжность существуют?
2. Что может являться объектом испытаний?
3. Какими документами руководствуются при проведении испытаний?
4. Какие виды оборудования используют при испытании техники?