Теории гуманистической психологии
Один из основателей этого направления в психологии – американский психолог и философ Абрахам Маслоу .
Главным в его теории является вопрос мотивации. Маслоу описал человека как "желающее" существо, которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, возникает другая и т.д.
Он выстроил иерархию потребностей, в соответствии с которой более высокие запросы выступают на первый план только после удовлетворения потребностей низших уровней. Это так называемая пирамида Маслоу, в основании которой лежат физиологические потребности, затем идут потребности в безопасности, в принадлежности и
социальные потребности, самоактуализации, а на ее вершине - потребности в уважении и статусе.
Маслоу считал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии есть главный принцип мотивации поведения человека.
Ключевым моментом в концепции иерархии Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Они частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях.
Концепция Маслоу подтверждает выводы Элтона Мэйо: деньги ни в коей мере не удовлетворяют всех потребностей человека, хотя, имея их, можно реализовать многие нужды.
Американский психолог Элтон Мэйо известен как автор доктрины человеческих отношений. В основе ее лежат результаты опытов, которые он проводил в производственных группах на заводе "Вестерн электрик" в течение нескольких лет, начиная с 1927 года.
Господствовавшая до этого в менеджменте теория научного управления Тейлора основывалась на технологических процессах организации и управления.
Мэйо поставил в центр управления взаимоотношения в группах и поведение людей в организационной среде, так называемый человеческий фактор.
Таблица
Сравнительная характеристика "тейлоризма" и концепции Мэйо.
"Тейлоризм" | Концепция Мэйо | |
Вид труда | индивидуальный | коллективный |
Оплата труда | сдельщина | |
Работа менеджера | с отдельными рабочими | с бригадой, группой |
Вид группы | - | неформальная |
Взаимопомощь | отсутствовала | Члены группы сдружились, помогали друг другу |
Расстановка кадров | по усмотрению менеджера | подбор работниц в группу по их взаимной симпатии |
Участие рабочих в производстве | выполнение инструкции технического бюро | Учитывалось мнение рабочих по поводу внедрения новшеств, принимались их поправки и рацпредложения |
Стимулы | угроза наказания и денежное поощрение | экономические, социальные и психологические стимулы |
Наблюдения в Хоторне показали прямую зависимость производительности труда от самых разнообразных условий. На основании этих исследований был сделан важный вывод для производственной практики, что заработная плата - не единственный производственный стимул человека. Чтобы высвободить весь творческий потенциал работника, нужны не только экономические, но также социальные и психологические стимулы.
После двух с половиной лет социально-психологических экспериментов в Хоторне производительность труда рабочих возросла в среднем на 40 процентов по сравнению с исходным уровнем. Это повышение производительности труда не было связано с изменениями условий, а всегда имело психологические причины.
Данные исследования положили начало развитию идей о человеке в организации и роли в ней человеческого фактора.
Гуманистическая психология в отличие от психоанализа и бихевиоризма рассматривают людей как активных творцов собственной жизни. Наиболее ярко эта идея выражена в теории американского психолога Карла Роджерса .
Для этой теории фундаментальными являются организм и личность. Организм - это физическое начало, которое в действительности и получает впечатления от мира. Сумма впечатлений составляет феноменальное поле организма. Познать феноменальное поле другого можно лишь через симпатию. Роджерс утверждал, что поведение представляет собой функцию не окружающей среды и внешних стимулов, а феноменального поля. Он считал, что единственным способом убедиться в правильности собственного восприятия является проверка точности информации, на которой основываются представления о мире, и сравнение ее с информацией из других источников
Личность определяется как образ (гештальт), который
складывается из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценностей, связанных с этими восприятиями.
В отличие от Роджерса другой видный представитель гуманистической психологии, немецко-американский ученый Курт Левин поведение рассматривал как функцию личности и среды.
Один тип поведения может больше зависеть от личности, другой - от ситуации. Но все типы поведения всегда оказываются продуктом личности и среды и, согласно теории поля, их обычно можно объяснить на основе этих факторов.
В теории Левина анализируются не только восприятие и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина «поле» - это структура, в которой совершается поведение.
Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные ориентации. Эта проблема получила свое отражение в трудах польско-американского психолога Менделя Рокича.
Ценностные ориентации он делит на две группы: терминальные - цели существования индивида и инструментальные - способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни.
Метод Рокича основывается на том, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее можно, предложив испытуемому перечень ценностных ориентации в виде опросного листа, на котором надо проставить ранги для них: 1 - для самой важной ценности, 2 - для следующей по важности и т.д. Достаточно получить информацию о первых пяти ценностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение может считаться пренебрежительно малым. Ранжируются терминальные и инструментальные ценностные ориентации отдельно.
Самой существенной проблемой является определение состава общечеловеческих ценностей, поскольку их «всеобщность» не бесспорна. Для разработки перечня ценностей требуется глубокий научный подход с надежным обоснованием репрезентативности исследуемой выборки и результатов. Считается, что адаптированная советскими учеными методика М.Рокича доказала свою надежность, валидность, достоверность, хотя при ранжировании возможна фальсификация. Кроме того некоторые опрашиваемые могут ориентироваться на собственные насущные ценности, другие - на абсолютно значимые для всего человечества. Тем не менее при правильной ориентации опрашиваемых методика позволяет получить достаточно надежные результаты, которые могут использоваться для определения структуры личности наряду с данными, полученными другими методами.
Для повышения надежности результатов ранжирования собственных актуальных ценностей полезно применение приема, предложенного С.Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается после завершения ранжирования ценностных ориентации определить в процентах степень достижения каждой ценности на настоящий момент. Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18 каждого вида) в алфавитном порядке.
Терминальные ценности:
· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
· здоровье (физическое и психическое);
· интересная работа;
· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
· любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком);
· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
· наличие хороших и верных друзей;
· общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
· счастливая семейная жизнь;
· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
· творчество (возможность творческой деятельности);
· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Инструментальные ценности:
· аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, цорядок в делах);
· воспитанность (хорошие манеры);
· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
· жизнерадостность (чувство юмора);
· исполнительность (дисциплинированность);
· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
· непримиримость к недостаткам в себе и других;
· образованность (широта знаний, высокая общая культура);
· ответственность (чувство долга, умение держать слово);
· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
· смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
· честность (правдивость, искренность);
· чуткость (заботливость);
· широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
· эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).