Методическая копилка (из опыта работы).
Работа над предложением.
Знакомство с ударением.
Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения (ударение – это произношение в слове одного из слогов с большей силой).
В методике начального обучения имеется много разных способов формирования у школьников умения выделять в слове ударный слог: прием «позови слово»; предложение произнести слово так, чтобы один из слогов звучал с большей силой в сравнении с другими; способ попеременного перенесения ударения на каждый из слогов слова с возвращением после всякого такого перенесения к произнесению слова с правильным ударением.
Правильное произношение – основа культуры речи, понимание смысла слов.
В период обучения грамоте школьники практически знакомятся с предложением (предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль; слова в предложении связаны по смыслу).
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Составить графическую схему предложения.
4. Определить место слова в предложении (какое по счету).
5. Определить границы предложения в тексте (разделить текст на предложения).
6. Поставить предложения в нужном порядке.
7. Распространить предложение, постепенно наращивая количество слов.
Оля читает.
Оля читает книгу.
Оля читает интересную книгу.
Оля читает интересную книгу бабушке.
8. Составить предложения из данных слов.
9. Составить предложения из данных слов. Выделенные слова должны быть первыми.
1. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 55–57.
В статье представлены игры, направленные на развитие фонематического слуха (фонематический слух – это различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов). Эти игры можно использовать на уроках обучения грамоте.
«Звуковой конструктор».
Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому – звук. Каждый из них произносит своё. Школьники должны сказать, в начале или в конце слова надо добавить названный звук, чтобы получилось другое слово. Слова для работы: парк – пар, шар – шарф, рот – крот, мех – смех, бот – борт, сор – сорт, тачка – стачка.
Вариант: учитель даёт слово, в котором нужно убрать звук, чтобы получилось новое слово. Наиболее трудный вариант: дети сами придумывают слова для «реконструкции».
«Волк, собака и охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук.
– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волкáми. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р'], остальные звуки – зайцами, а вы – охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите [р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
«Внимательные покупатели».
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п.
– Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).
Вариант: покупатели и продавец – дети, изображающие литературных персонажей.
«Рассеянный поэт и доверчивый художник».
– Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника. Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
С этими словами учитель показывает детям рисунок, на котором изображён рыбак, вытаскивающий с помощью удочки дом.
– Как вы думаете, что нужно было нарисовать на удочке? Какие слова спутал художник? Чем они похожи?
Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.
Учитель предлагает провести аналогичную работу с таким двустишием:
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
«Телевизор».
На экране телевизора «прячется» слово. На доске или наборном полотне вывешивают картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен по первым
буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребёнок (дети) правильно назвал(и) слово, экран «открывается». Например: спрятанное слово – месяц. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
«Математическая грамматика».Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например: с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Рудяков А. Н. Букварь : учеб. для 1 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Александр Николаевич Рудяков, Татьяна Яковлевна Фролова, Лидия Александровна Миронова. – К. : Грамота, 2012. – 160 с.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (11+11 ч.)
1. Знакомство. Рассматривание сюжетного рисунка. Диалоги в парах по рисунку. Г. Остер. Знакомство. Л. Штатнова. Еремей.
2. Ознакомление с письменными принадлежностями. Правила посадки, пользования карандашом, ручкой, тетрадью для детей, которые пишут левой или правой рукой.
3. Слово – название предметов. А. Кушнер. Песня о картинах (с. 8–9).
4. Закрепление умений пользования письменными принадлежностями. Раскрашивание предметных изображений линиями, соответствующими их форме (круговыми, прямыми) движениями пальцев и кисти.
5. Слова – названия действия. Крокодил Гена. По Э.Успенскому (с.10-11).
6. Межстрóчная линия (надстрóчная, подстрóчная). Определение расположения составных частей элемента в строке.
7. Слова – названия признаков предметов. Какое у меня настроение? (с.12-13) Работа с детской книгой.
8. Наклонная линия сетки тетради. Ознакомление с наклонным положением тетради во время письма в строке.
9. Слова-помощники. Н.Носов. Знайка (с.14-15).
10. Работа в полной сетке тетради. Изображение прямых линий с закруглениями. Безотрывное их соединение только движением пальцев.
11 Предложение. Составление предложений по рисунку. Составление схем предложений (с.16-17).
12. Изображение в полной сетке графических элементов движением пальцев сверху вниз, слева направо.
13. Звуки речи. Гласные звуки. Обозначение гласных звуков в звуковой схеме (С.18).
14. Изображение в полной строке графических элементов букв.
15. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (с.19).
16 Изображение в полной строке графических элементов букв.
17. Слог. В.Берестов. Звуки (с.20-21).
18. Изображение в полной строке графических элементов букв.
19. Составление схем предложений и звуковых схем слов. Кто где живёт? Ю.Поляков. Щенок. В.Лунин. Кто с кем дружит? (с.22-23).
20. Изображение в полной строке графических элементов букв.
21. Урок закрепления и систематизации. Работа с детской книгой.
22. Изображение в полной строке графических элементов букв.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (47+47ч.)
23. Звук [а]; буквы А, а. Составление звуковых моделей слов (с.24-25).
24. Письмо строчной и заглавной букв А, а.
25. Звуки [м], [м']; буквы М, м. Чтение сказки «Три медведя» (с.26-27).
26. Письмо строчной и заглавной букв М, м.
27. Звук [у]; буквы У, у. Составление звуковых моделей слов. Чтение текстов (с.28-29). Работа с детской книгой.
28. Письмо строчной и заглавной букв У, у.
тавление звуковых моделей слов.1 классе.амент для успешного овладения ребенком всеми учебными предметами в начальных, средних и
29. Звуки [л], [л']; буквы Л, л. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.30-31).
30. Письмо строчной и заглавной букв Л, л.
31. Звук [о]; буквы О, о. Составление звуковых моделей слов. Чтение текстов (с.32-33).
32. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
33. Звук [и]; буквы И, и. Составление звуковых моделей слов. Чтение текстов (с.34-35). Работа с детской книгой.
34. Письмо строчной и заглавной букв И, и.
35. Звуки [с], [с']; буквы С, с. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.36-37).
36. Письмо строчной и заглавной букв С, с.
37. Звуки [н], [н']; буквы Н, н. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.38-39).
38. Письмо строчной и заглавной букв Н, н.
39. Звуки [р], [р']; буквы Р , р. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.40-41). Работа с детской книгой.
40. Письмо строчной и заглавной букв Р, р.
41. Звук [ы], буква ы. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с. 42-43).
42. Письмо строчной буквы ы, соединений и слов с ней.
43. Звуки [г], [г']; буквы Г, г. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.44-45).
44. Письмо строчной и заглавной букв Г, г, соединений и слов.
45. Звуки [п], [п']; буквы П, п. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.46-47). Работа с детской книгой.
46. Письмо строчной и заглавной букв П, п.
47. Звук [ш], буквы Ш, ш. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.48-49).
48. Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш, соединений и слов.
49. Правописание слов с буквосочетанием ШИ. Чтение слов с изученными буквами (с.50-51).
50. Безотрывное соединение буквосочетаний, письмо букв под диктовку.
51. Звуки [т], [т']; буквы Т, т. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.52-53).
52. Письмо строчной и заглавной букв Т, т, соединений и слов. Работа с детской книгой.
53. Звуки [к], [к']; буквы К, к. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.54-55).
54. Письмо строчной и заглавной букв К, к.
55. Правописание парных согласных Г- К. Приём проверки слов с парными согласными. Чтение текстов (с.56-57).
56. Письмо под диктовку букв и слов с изученными буквами.
57. Звук [й']; буквы Й, й. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.58-59).
58. Письмо строчной и заглавной букв Й, й.
59. Звук [э], буквы Э, э. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.60-61). Работа с детской книгой.
60. Письмо строчной и заглавной букв Э, э.
61. Звуки [х], [х']; буквы Х, х. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений. Беседа о хлебе (с.62-63).
62. Письмо строчной и заглавной букв Х, х.
63. Звуки [д], [д']; буквы Д, д. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.64-65).
64. Письмо строчной и заглавной букв Д, д, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
65. Правописание парных согласных. Чтение текстов (с.66-67). Работа с детской книгой.
66. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
67. Звуки [б], [б']; буквы Б, б. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.68-69).
68. Письмо строчной и заглавной букв Б, б, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
69. Правописание парных согласных. Чтение текстов (с.70-71).
70. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
71. Звуки [з], [з']; буквы З, з. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.72-73). Работа с детской книгой.
72. Письмо строчной и заглавной букв З,з, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
73. Правописание парных согласных. Чтение текстов (с.74-75).
74. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
75. Звуки [в], [в']; буквы В, в. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.76-77).
76. Письмо строчной и заглавной букв В, в, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
77. Безударные гласные. Правописание буквосочетаний –оро-, -оло-. Чтение текстов (с.78-79) Работа с детской книгой.
78. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
79. Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.80-81).
80. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
81. Правописание слов с буквосочетанием ЖИ. Чтение слов с изученными буквами (с.82-83).
82. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
83. Буква Ь. Звуковой анализ слов с мягким согласным в конце слов и слогов. Звукобуквенные сопоставления в словах. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.84-85). Работа с детской книгой.
84. Письмо буквы Ь, слов с нею.
85. Звуки [э], [й'+э ]; буквы Е, е . Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.86-87).
86. Письмо строчной и заглавной букв Е, е, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
87. Позиционное употребление буквы Е, е. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.88-89).
88. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
89. Звуки [о], [й'+о ]; буквы Ё, ё. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.90-91).
90. Письмо строчной и заглавной букв Ё. ё, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
91. Позиционное употребление буквы Ё, ё. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.92-93). Работа с детской книгой.
92. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
93. Звуки [а], [й'+а ]; буквы Я, я. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.94-95).
94. Письмо строчной и заглавной букв Я, я, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
95. Позиционное употребление буквы Я, я. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.96-97).
96. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
97. Звуки [у], [й'+у ]; буквы Ю, ю. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.98-99). Работа с детской книгой.
98. Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
99. Позиционное употребление буквы Ю, ю. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.100-101).
100. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
101. Разделительный мягкий знак. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.102-103).
102. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
103. Звук [ч']; буквы Ч, ч. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.104-105). Работа с детской книгой.
104. Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
105. Правописание слов с буквосочетаниями ЧА, ЧУ. Чтение слов с изученными буквами (с.106-107).
106. Письмо слов с изученными буквами. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
107. Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с. 108 -109).
108. Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц, соединений и слов. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
109. Звуки [ф], [ф']; буквы Ф, ф. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.110-111). Работа с детской книгой.
110. Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. соединений и слов. Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами.
111. Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений (с.114-115).
112. Списывание с печатного текста. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.
113. Буква «твёрдый знак». Чтение текстов (с. 116-117).
114. Письмо слов с разделительным твёрдым знаком.
115. Употребление разделительного твёрдого и мягкого знаков.(с.118-119) Работа с детской книгой.
116. Закрепление умения писать буквы ь, ъ. Письмо и чтение рукописного алфавита. Повторение типов соединений букв. Письмо учащимися на доске.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (21+21ч.)
117. Знаки препинания. В стране невыученных уроков. По Л.Гераскиной. (с.120-121)
118. Знаки препинания: точка, запятая, тире, вопросительный и восклицательный знаки. Употребление знаков препинания в предложении.
119. «Как хорошо уметь читать» (с.122-123)
120. Списывание рукописного текста. Закрепление умения писать пунктуационные знаки. Письмо под диктовку обратных слогов.
121. Как исправить плохое настроение. По Е.Пущиной.(с.124-125) Работа с детской книгой.
122. Алфавит. Письмо слов в алфавитном порядке.
123. А.Комарницкий. Откуда хлеб пришел. Хлеб. По Ю.Яковлеву. (с.126-127)
124. Письмо слов в алфавитном порядке. Списывание с печатного текста.
125. Произведения А.С.Пушкина. (с.128 -129)
126. Письмо по памяти. Письмо под диктовку. Слова с изученными орфограммами.
127. И.Я.Франко. Сказка о глупости. (с.130-131) Работа с детской книгой.
128. Комментированное письмо слов с изученными орфограммами. Списывание с печатного текста.
129. Что такое Этикет? В.Осеева. Девочка с куклой. (с. 132 – 133)
130. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку. Слова, которые нельзя проверить.
131. Два брата. По А.Толстому.
132. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку. Слова, которые нельзя проверить.
133. В.Голявкин. Начинаю новую жизнь.(с.136-137)
134. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку.
135. Е.Чеповецкий. Теле-Лиза. (с.138-139) Работа с детской книгой.
136. Письмо слов с изученными орфограммами.
137. Л.Толстой. Как меня в лесу застала гроза. Мухомор. По Ю.Дмитриеву. (с.140-141)
138. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку. Деление слов на слоги
139. В.Орлов Живой Букварь. Золотой луг. По В.Пришвину. (с.142-143)
140. Письмо по памяти. Письмо под диктовку. Слова с изученными орфограммами.
141. В.Медведев. Юра Баранкин и Костя Малинин превращаются в бабочек. (с.144-145) Работа с детской книгой.
142. Списывание слов и предложений. Письмо под диктовку. Слова, которые нельзя проверить
143. Весна пришла. (с.146-147) Разучивание стихотворения по выбору. Словесное рисование картин природы весной.
144. Письмо по памяти. Письмо под диктовку. Слова с изученными орфограммами.
145. Конкурс детских рисунков. По Э.Успенскому. Аудирование. (с.148-149)
146. Составление звуковых моделей слов. Письмо под диктовку. Работа в тетради без печатной основы.
147. Игры. Украинская народная игра «Хлебчик». (с.150-151)
148. Составление предложений под диктовку. Выборочное списывание.
149 Русская народная игра «Солнышко» (с.152-153) Работа с детской книгой.
150. Письмо по памяти. Письмо под диктовку. Слова с изученными орфограммами.
151. В.Виленко. Имена. (с.154-155)
152. Итоговая проверка техники письма.
153. Итоговая проверка техники чтения.
154. Урок коррекции
155. Р.Сеф. Необычный пешеход. П.Осадчук. Голос Украины. (с.156-157)
156. Комментированное письмо слов с изученными орфограммами. Списывание с печатного текста.
157.Праздник Прощания с Букварём.