Теория материалистической диалектики

Проблему сознания поставил Маркс. Он хотел написать логику, в которой бы излагались ее основные принципы. Над этой проблемой работал Ленин («Философские тетради»). Одна из исходных проблем в изложении теории диалектики по-Ленину – проблема определения единства объективной диалектической логики и теории познания. В решении этой проблемы решение основного вопроса философии. После Ленина теорию материалистической диалектики разрабатывали отечественные философы. При решении проблемы соотношения ее различных частей выделились различные подходы (Кедров, Копнин, Ильенков, Нарский и др.). Ильенков доказывал полное совпадение содержания диалектики логики и теории познания. Нарский считал, что между ними необходимо проводить различия. В результате многочисленных дискуссий появились многотомные коллективные труды по теории диалектики. При ее изложении предлагалось использовать разные принципы:

всеобщей связи; развития; системности; единства исторического и логического и др.

Исходные принципы диалектики можно сократить. Любую систему можно рассматривать изнутри и извне. При рассмотрении изнутри она раскрывается в структурном аспекте, дается ее структурное описание. При рассмотрении извне раскрывается ее функциональный аспект, дается описание ее динамики, функционирования. Впоследствии они дополнены третьей, учитывающей единство структурного и функционального подходов. Используя системный подход к изложению теории диалектики выделены 3 точки зрения рассмотрения ее предмета, т.е. движения:

1. Внутреннюю точ. зрен. – объективную, представляющую аспект организации;

2. Внешнюю точку зрения – субъективную, точка зрения самого субъекта (внешнего наблюдателя), представляющую функциональный аспект движения;

3. Единство объективной и субъективной точек зрения, в котором раскрывается аспект развития различных систем, т.е. их переход от одного уровня организации и функционирования к другому, от одного состояния материальных систем к другому.

Выделенные аспекты движения в этой последовательности осмысливались и в истории философии. Оруджев показал, что в центре внимания античной диалектики - исследование связей и отношений, в Новое время – изучение процессов взаимодействия, а современная теория диалектики изучает процессы развития.

С учетом указанных точек зрения и трех аспектов движения для системного изложения теории диалектики используют 3 основополагающих принципа: материализм; детерминизм; историзм. Теория материалистической диалектики формируется как открытая логическая система, состоящая из исходных принципов, законов, категорий диалектики. Принципы диалектики имеют системообразующее значе-ние, пронизывают ее содержание, положения, определяют направленность и суть.

Принцип – основополагающая идея, определяет начало, руководящие правила. Категории - наиболее общие фундаментальные понятия. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория сущности.

Материализм - требует безусловной объективности в познании явлений; оберегает от субъективного произвола; требует понимать мир таким, каков он есть; пред-лагает исходить из фактов, предостерегает от произвольно сконструирован. систем.

Детерминизм (лат. определять) - философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина и обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (беспричинной) причины, ни последнего (беспоследственного) следствия. Учение о взаимосвязи и взаимообусловленности различных фрагментов, уровней, форм, свойств универсума. Категории детерминизма: закон, закономерность, взаимосвязь, взаимодействие, причина, следствие, причинно-следственная связь, возможность, действительность, необходимость, случайность, космос и хаос.

По мере накопления знаний о свойствах и связях разделения их на единичные и общие, внешние и внутренние возникает необходимость их объяснения, т.е. выведение из других свойств и связей. Он выражает обусловленность одних материальных образований и свойств другими. Объективная основа принципа - причинная обусловленность явлений. Принцип выражается активностью субъекта познания, т.к. он позволяет переходить от явлений к их сущности, внутренним законам и закономерностям. Диалектич. детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей действ-их в сфере явления.

Диалектический анализ динамического материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия.

Действительность - конкретное бытие объекта в настоящее время, пространственно локализованного, в данных условиях, с данными свойствами. Отражает всё содержание объекта, его внутренних и внешних связей. Признаки действительности: реальность (актуальность), историчность (связь с прошлым и будущим состоянием).

Возможность - будущее объекта в настоящем, тенденции, направления изменения объекта. Действительность всегда содержит в себе множество возможностей, но их набор ограничен свойствами и законами объекта. Мера возможности называется вероятностью. Реальная возможность может реализоваться в будущем, превратиться в действительность на основе существующих условий. Абстрактная возможность – не реализуемая на основе существующих условий, но допускаемая свойствами и законами объекта. Эта возможность характеризует отсутствие препятствий для становления объекта, но для ее осуществления нет необходимых условий.

Необходимость – это то, что закономерно вытекает из существенных свойств объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе; это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях.

Случайность – реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта; это то, что может произойти, а может и не произойти. Необходимость и случайность - различные способы превращения возможности в действительность.

Историзм отражает развитие различных систем в плане их направленности во времени; открываются перспективы в их будущем. Он требует понимать как возникло явление, какие этапы проходило в своем развитии и с этой точки зрения смотреть чем оно стало теперь и чем может стать в будущем.

Закон – существенная необходимая повторяющаяся, устойчивая внутренняя связь между явлениями. В теории материалистической диалектики 3 закона: