Сущность сознания. Механизмы функционирования. Структура сознания.

Сознание – сложный информационно-регулятивный процесс позволяет человеку осуществлять высший контроль над психическими процессами, поведением; направлять ход психической и предметной деятельности; анализировать свое сознание.

Функции сознания:

- познание, общественное отражение внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

- регулирование поведения (постановка цели, мысленное построение действий, предвидение результата, достижение цели - воля выступает как компонент сознания)

- переживание и построение отношений к миру, людям (образы, мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами, становятся переживаниями). Основания переживаний – это формирование отношения к среде и людям. Отношение к среде и есть сознание;

- рефлексия (объекты рефлексии - отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами способы рефлексии, личное сознание);

- творчески-креативная - порождающая функция.

Реализуются функции специфическими структурными компонентами сознания:

1. Бытийное сознание (сознание для бытия);

2. Рефлексивное сознание (сознание для сознания);

3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Трансценталистическаятрадиция: сознание – познающий разум, способный к рефлексам, трактуется как мышление, отделившееся объектом познания самого себя. Описывает механизмы развертывания трансцендентального субъекта в направлении самоуглубления. Гносеологическаятрактовка сознания развивается в герменевтике, экзистенциализме. Сознание в мире человеческой коммуникации и истории («сознание в ситуации»), т.е. сознание неотделимо от межличностного общения, понимания, оно наполнено ситуативным смыслом и укоренено исторически во времени.

Точки зрения на возможность исследования сознания:

1) Природа сознания не поддается научному исследованию (Томас Генри Гексли (1825-1895) англ. биолог кон. 19 в.).

2) Научно исследовать можно только отдельные явления сознания, но сущность его не может быть выражена, хотя сознание дано субъективно в переживании (Вильгельм Вундт (1832-1920) нем. психолог, его соч. «Психология народов»).

Концепции природы сознания:

1. Отождествление сознания с знанием: всё, что мы знаем – сознание; всё, что мы осознаём - знание. Знание - необходимое условие сознания, но не достаточное.

2. В феноменологии в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность - направленность на определенный предмет, объект.Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком понимании сознание - это не только совокупность интенций, но и их источник.

Э.Гуссерль (1859-1938) нем. философ, соч. «Логические исследования». Стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. По-Гуссерлю, носителем эмпирического сознания является эмпирическое «Я», а носителем «чистого» трансцендентального сознания (воплощающего его априорную структуру) – Трансцендентальное «Я». Интенциональный объект сознания не обязательно должен существовать реально – он может быть мнимым. Сознание может быть интенционально нацелено на физические предметы (реальные и мнимые), на идеальные предметы (числа, значения), на состояния самого сознания (реальные или мнимые).

Жан Поль Сартр(1905-1980), франц. философ, его соч. «Воображение», «Воображаемое». В отличие от Э.Гуссерля считает, что изначальная интенциональность сознания направлена на реальный мир, что Трансцендентальное «Я» не существует, и что появление эмпирического «Я» искажает природу сознания.

Интенциональность – тоже необходимое, но недостаточное условие сознания.

3. Сознание отождествляется с вниманием (Дж. Лэкмер, М. Гэррет) амер. психологи - информация, воспринимаемая субъектом без внимания, в какой-то мере осознается им и влияет на понимание того, что осознается при наличии внимания).

4. Истолкование сознания как самосознания. Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Джона Локка (1632-1704) англ. философ, его соч. «Избранные философские произведения» о двух источниках знания: ощущения, относящиеся к внешнему миру, и рефлексия – наблюдение ума за своей собственной деятельностью. Рефлексия, по-Локку, и является сознанием.

Согласно И.Канту, условием объективности опыта является самосознание Трансцендентального Субъекта в виде утверждения «Я мыслю», сопровождающего течение опыта. Именно это самосознание по-Канту обеспечивает единство сознания.

Самосознание - несомненный факт, выражающий особенность сознания. Но можно указать факты, когда сознание не сопровождается четким самосознанием.

5. В истории философии сознание понималось как синоним индивидуальных или коллективных совокупностей идей(Гегель, Маркс - общественное сознание).

6. Результаты современного исследования сознания – концепция Д. Деннетасознание – это особогородадеятельность психики, связанная с интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Каждая интерпретация гипотетична и может мгновенно сменяться другой, более соответствующей реальной ситуации. Однако, отброшенные варианты интерпретации не исчезают, а сохраняются и могут быть осознаны в некоторых условиях. По-Деннету, граница между сознаваемыми и несознаваемыми явлениями размыта.

7. Результаты современного исследования сознания дают основания для утверждения, что «Я» является культурно-историческим продуктом и поэтому единство сознания, которое это «Я» обеспечивает, тоже не изначально дано. Единство сознанияопределяется не биологией, не особенностями работы мозга и не психикой самой по себе. Оно определяется наличием «Я» как ответственного за деятельность и поступки субъекта. Поэтому единство сознания с «Я» строится в конкретных культурно-исторических условиях. Современная культурная и социальная ситуация несут угрозу единству «Я» и сознания.