Права публичных служащих.

 

Перед характеристикой прав публичных служащих, укажем, что публичные служащие, как и все другие граждане, имеют закрепленные конституционными нормами права. Тем не менее, в некоторых сферах эти права (например, на работу или социальное обеспечение) значительно расширяются, а вот в других (например, на забастовку) - наоборот, ограничиваются соответствующими нормативно-правовыми актами. Кроме того, заметим, что ряд прав публичных служащих (например, на отпуск) обеспечивается нормами трудового права, но, учитывая наличие регулирования этих прав в базовых законах о публичной службе, частично затронем и их.

Среди прав публичных служащих, для которых характерно особое регулирование выделим следующие:

1) На постоянную службу (карьеру). Как отмечалось раньше, занятие постоянной должности публичного служащего означает фактически пожизненное трудоустройство, не присущее работе в частном секторе. Такое регулирование касается, прежде всего, государств, которые принадлежат к системе карьеры. Но даже в государствах, которые принадлежат к системе должности и формально не гарантируют постоянного трудоустройства, наблюдается высокий уровень занятости публичных служащих.

2) На продвижение по службе. Этому вопрос уже рассматривался, тем не менее, повторим, что в государствах системы карьеры, при условии успешного выполнения своих обязанностей, публичных служащих повышают. Это также является важным отличием от работы в частном секторе, где работодатель не обязан законом повышать работников.

3) На соответствующие условия работы для выполнения служебных обязанностей. С одной стороны, это можно не считать особенностью прав публичных служащих. Но законодатели некоторых стран (например, Эстонии) считают целесообразным закрепить такое положение в законе. А с дополнением его правом на получение информации как от других публичных и частных организаций, а так же граждан (Латвия) и правом на бесплатное обеспечение нормативно-правовыми документами и профессиональной литературой (Чехия), указанное выше право также отображает специфику службы.

4) На ознакомление с личным делом. Это право детально регламентирует немецкий федеральный закон "О статусе чиновников" и является одной из гарантий объективного процесса продвижения по службе, да и вообще - прозрачности в служебных отношениях.

5) На членство в политических партиях и профессиональных союзах. Публичные служащие, как и все другие граждане, преимущественно имеют право вступления в политические партии. Исключения из этого правила могут устанавливаться для отдельных категорий служащих. Кроме того, может ограничиваться право на занятие руководящих должностей в политических партиях (для высших должностных лиц в Чехии). Тем не менее, принадлежность к политической партии не должно влиять на беспристрастность публичных служащих при выполнении своих функций. Поэтому болгарский закон предусматривает, что при исполнении служебных обязанностей государственный служащий не может руководствоваться и защищать интересы или волю политической партии, членом которой он является.

6) Баллотирование на выборные (политические) должности. В странах континентальной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания) публичные служащие могут активно участвовать в политической жизни и выдвигать свои кандидатуры на выборах с правом возвращения на карьерную службу. А вот в Великобритании и Ирландии для служащих среднего, а особенно высшего должностного уровня необходимо выбирать между карьерой административной и политической: баллотирование на местные выборные должности требует получения специального разрешения, а выдвижение собственной кандидатуры в парламент влечет за собой отставку с гражданской службы.

7) На адекватную оплату труда. В Германии оплату труда рассматривают не как компенсацию за добросовестную службу, а лишь как гарантию жизненного уровня, который отвечает занимаемой должности. Это выражается в том, что немецкий чиновник получает жалованье в начале, а не в конце месяца и из нее ничего не высчитывается для обеспечения его пенсии. В странах континентальной Европы оплата труда обычно состоит из таких элементов:

- основного вознаграждения, предусмотренного для занимаемой должности;

- надбавки за выслугу лет;

- надбавки за звание (ранг, чин, класс);

- других надбавок - за владение иностранными языками, научная степень, работу с государственной тайной.

Кроме того, следует отметить, что во многих странах проводятся постоянные реформы для дополнительной оплаты служащих по достигнутым результатам. В государствах, которые принадлежат к системе должности, возможности в этом направлении являются в значительной мере большими.

8) На социальное страхование и пенсионное обеспечение. По общему правилу для публичных служащих здесь действуют специальные нормы, которые закрепляют достаточно высокий уровень обеспечения, что служит одним из "преимуществ" публичной службы.

9) На забастовку. Относительно этого права у публичных служащих наблюдаются наибольшие расхождения в законодательстве зарубежных государств.

Права на забастовку законодательно лишены публичные служащие (чиновники и некоторые другие категории) в Бельгии, Дании, Германии, Чехии.

В Нидерландах, Ирландии, Великобритании право на забастовку четко не закреплено за публичными служащими, но ее проведение не влечет за собой наказаний, если бастующие придерживаются общей юридической регламентации реализации этого права.

В Греции, Испании, Франции, Италии, Литве право на забастовку признано за большинством публичных служащих, за исключением определенных номенклатурных групп.

Особое регулирование содержится в болгарском законе "О государственном служащем": право на объявление забастовка предусмотрено законом, но она должна проводиться без прекращения выполнения служебных обязанностей путем ношения и выставления соответствующих знаков и символов, протестных плакатов, лент и других соответствующих элементов.