Истина в истории философии

Платон отделял истинное знание от мнения, полагая, что в основе каждого предмета лежит сверхчувственная идея, ее познание означает постижение истины об этом предмете. Аристотельсформулировал классическое определение истины: истина - соответствие знания действительности, или совпадение знания с предметом. В классической философии есть две альтернативные парадигмы трактовки истины:

I Теория соответствия или корреспондентская теория истины в современной западной философии именуют классическую концепцию истины. Она основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Ленин). Истина субъективна по форме, вне субъекта не существует. Но всякая истина по определению является объективной по содержанию, т.к. она воспроизводит в сознании человека существующий вне и независимо от него объект.

II Когерентная теория истины основана на принципе когеренции (coherenceсвязь, согласованность) с более общей, охватывающей системой знания как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы:

1) Содержанию Абсолюта (Платон, Гегель). Сторонники концепции считали: мир есть единое целое, в котором все явления связаны между собой и входят в это целое. И знание об отдельной вещи, явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом, т.е. истина одна, и частные истины должны быть элементами единой абсолютной истины. Гегель считал: истина заключается в самом процессе познания; истина есть великое слово и великий предмет; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижение сути объекта субъектом.

2) Врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт) - психологический критерий истины, восходящий к Декарту, утверждает, что истинным является то, что ясно и четко, что не вызывает сомнений. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается, не возбуждая сомнения. Декарт утверждал, что вещи, познаваемые ясно и отчетливо и на самом деле таковы, как мы их познаем. Ясность и очевидность - субъективные состояния сознания, заслуживающие уважения за жизненную значимость, но это не гарантирует надежности.

3) Самоочевидности рационалистической интуиции (Теофраст).

4) Чувственным ощущениям субъекта (Юм).

5) Совпадениям восприятий большинства (Беркли, Мах, Авенариус).

6) Априорным формам мышления (Кант). По-Канту, критерии объективной истины - всеобщность, необходимость. Источником служит не объект, а субъект, который связывает действительность априорными формами созерцания. Т.о. истина есть свойство субъекта (агностицизм).

7) Целевым установкам личности (прагматизм) - узкоутилитарное понимание истины, игнорирующее ее предметные основания и объективную значимость. С позиции прагматизма истинным признается знание, которое имеет благие последствия для жизни и может применяться на практике, т.е. полезность утверждения идей для деятельности субъекта. Практика - критерий истины. Идеи прагматизма выдвинули Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. У.Джеймс полагал, что истинность суждения «Бог существует» не зависит от реальности существования Бога и обусловлена тем, что убежденность в Его существовании благотворна для человеческого общежития.

7) Интерсубъективным конвенциям (А. Пуанкаре) - конвенциналистская концепция: истина – это удобная в использовании теория. Представитель концепции А. Пуанкаре писал: «одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна». Если выбор между научными теориями определяется целесообразностью задач, то теории не могут быть оценены как соответствующие действительности или не соответствующие ей.

Диалектико-материалистическая теория истины: цель познания – достижение истины. Истина - соответствие знаний о мире объективной действительности. Марксистская философия утверждает, что любая истина объективна. Объективность истины означает, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и не зависит от сознания субъекта (человека, человечества). Но истина субъективна по форме выражения. Её оформление, т.е. способ объективации во внешнем мире, в сфере науки зависит от особенностей людей, формирующих теорию.

Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме, как результат деятельности мышления человека. Проблема достигаемости абсолютной истины (может ли объективная истина быть выражена в знаниях сразу, целиком, полностью) в марксистской философии решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. Относительная истина отражает предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет познания, окончательное знание аспектов действительности. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Конкретная истина раскрывает существенные моменты предмета с учетом условий его развития. Абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Она обусловлена уровнем практики, познания и связана с условиями, в которых находится объект. Практика – основа, цель, критерий истины.

Эстетический критерий истины в математике: внутреннее совершенство теории, отсутствие лишних допущений, простая красивая форма, изящество доказательств. Логические доказательства критерия истинности свидетельствуют о соответствии логической выводимости в рамках принятых принципов. По-К. Попперу, истинное подтверждение может проистекать только из неудач попыток опровергнуть данную теорию (теория считается истинной, пока ее кто-нибудь не опровергнет).

По-Соловьеву в основе истинного знания мистическое религиозное восприятие.

Гносеология в вопросе об истинности знания не дает однозначный ответ, но лишь критически проясняет проблемы, соотносит позиции и аргументы за и против.