ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В IX-XIII ВЕКАХ.
ЛЕКЦИЯ.
1.Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке.
2.Внутренняя и внешняя политика первых Рюриковичей.
3.Принятие христианства на Руси.
4.Социально-политическое развитие Древнерусского государства.
5.Переход к удельному периоду, его предпосылки и причины.
6.Борьба русского народа за независимость в XIII столетии.
-1-
Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке неразрывно связана с полемикой так называемых норманистов и антинорманистов и до сих пор остаётся одной из самых дискуссионных.
Норманская теория, появившаяся в России в XVIII веке в эпоху «бироновщины», ведёт своё начало от работ немецких учёных Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и А.Л. Шлёцера. Последний наиболее чётко сформулировал суть норманской концепции: норманны -скандинавские викинги (на Руси их называли варягами) сыграли ведущую роль в создании государственности у восточных славян, людей «...без правления, жившим подобно зверям и птицам». В основе этой теории - летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, согласно которому словени, кривичи, меря и чудь, измученные междуусобицами, обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Варяги избрали трёх братьев с «роды своими»: Рюрик сел в Новгороде, Синеус- на Белоозере и Трувор- в Изборске. При этом очевидна вымышленность Синеуса и Трувора (древнешведский- «сине хус трувор»- «с домом и дружиной»), но историчность Рюрика признаётся большинством исследователей.
Главными противниками норманизма стали В.Тредиаковский и М.Ломоносов, который основал антинорманизм- научное течение, отрицавшее участие скандинавов в возникновении Древнерусского государства.
Тезис о возможности «научить государству» был решительно отвергнут в советской исторической науке. Государство возникает в результате внутреннего развития общества, разделения его на классы и борьбы между ними. Современные исследователи отказались от идеи о том, что классовой борьбе принадлежит ведущая роль в создании государства. Тем не менее не вызывает сомнения, что одна из важнейших функций государства- регулирование социальных отношений. Поэтому потребность в образовании государства у восточных славян возникла в период разложения родового строя и создания союза племён, когда прежние средства регулирования отношений устарели. При этом, иноземным, «нейтральным» правителям было легче управлять в этнически неоднородном регионе, а местные племена предпочитали подчиниться чужеземцам, но не своим соседям. Однако, допускается и возможность насильственного захвата власти варягами, который позднее был оформлен как «добровольное призвание». Но в любом случае, как подчёркивают современные исследователи, в летописном тексте речь идёт не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле.
На этот же факт обращали внимание многие серьёзные исследователи ещё в XVIII-XIX веках. Предметом спора для них было происхождение киевской династии и названия «русь». Большинство современных исследователей склоняются к идеям С.М. Соловьёва, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, которые весьма убедительно доказывали, что Рюриковичи- ославянившиеся в третьем поколении скандинавы, а термин Русь пришёл с севера от восточноевропейских финноугров, так именуемых сначала шведов. Однако, некоторые исследователи (М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, А.Н. Насонов, Г.Ловмяньский), основываясь на том, что термин «рось» существовал и на юге, считают данное слово местным, но получившим с образованием государства общее значение и полностью отрицают норманскую «колонизацию» на Руси. Третьи считают, что термин «русь» произошёл от своеобразного слияния северного «русь» и южного «рось».
Дискуссии о происхождении киевской династии и названия «русь» ещё продолжаются, однако наиболее убедительной представляется идея о том, что государственность на Руси сложилась ранее вокняжения каких-либо династий. Но эта естественная государственность не могла объединить необозримые пространства восточнославянских земель. Соединить их смогла внешняя сила лишь при определённой заинтересованности.
-2-
После смерти Рюрика (879) его родственник князь Олег (сын Рюрика Игорь был малолетним) начал подчинение восточнославянских племён за пределами Новгородской земли. В 882 году он со своей дружиной хитростью выманил из Киева «мужей» Рюрика Аскольда и Дира и захватил город, объявив его своей столицей и «матерью городов русских». Эта дата традиционно считается началом российской государственности, с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства.
Княжение Олега, прозванного Вещим (перевод на славянский язык его скандинавского имени -Хелги- святой, вещий), продолжалось 33 года. Его внутренняя политика сводилась к подчинению древлян, северян и радимичей и обложению их данью. Это способствовало расширению Древнерусского государства и укреплению великокняжеской власти.
Во внешней политике Олега можно выделить несколько направлений:
1. военные походы на Византию (взятие Константинополя- 2000 судов, 80 000 воинов- корабли на колёсах - к стенам столицы- греки запросили мира- прибил свой щит к воротам) и заключение мирных договоров с этим государством 907 и 911 гг. Особенно выгодным для Руси был первый в истории Восточной Европы письменный договор между Русью и Византией 911 года, который укреплял военную мощь Руси и обеспечивал ей мирную торговлю с Византией.
2. создание военного союза с венграми и варягами;
3. в результате войны с хазарами (80-е гг.) освободил от зависимости от Хазарского каганата северян и радимичей. (смерть Олега-укус змеи- «Песнь о вещем Олеге»)
После смерти Олега его политику продолжил Игорь. Этот князь большое внимание уделял внешней политике, и прежде всего, русско-византийским отношениям. В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь, что подтверждается и арабскими, и византийскими источниками. Однако этот поход окончился неудачно, и через 3 года (944) Игорь, собрав большой флот и заключив союз с печенегами, решил совершить новый поход. Греки, узнав о приготовлениях Игоря, направили к нему посольство, и в результате был заключен новый русско-византийский договор, текст которого сохранился в ПВЛ. Он подтверждал многие статьи договора 911 года, однако отменял беспошлинную торговлю. Политические статьи договора предусматривали безопасность византийских владений в Крыму, а также содержали договорённость о совместной борьбе против хазар.
Князь Игорь продолжил и походы против Хазарии (913, 941, 944), добившись освобождения вятичей от уплаты дани хазарам.
Что касается внутренней политики Игоря, то она была, направлена, преимущественно, на расширение территории Древнерусского государства и укрепление великокняжеской власти. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей и тиверцев. Кроме того, ему пришлось вести борьбу с древлянами, которые после смерти Олега отсоединились от Киева. Он силой присоединил их к Киеву и обложил их большой данью. В борьбе с древлянами Игорь и погиб. В 945 году, взяв с древлян дань, он с небольшой частью своей дружиной, вернулся за дополнительной данью. Как гласит летописное предание, древляне решили на совете, что если волк повадился в стадо, то пока не убьют его, перетаскает всех овец. Согласно византийским источникам, древляне привязали Игоря к двум склонённым деревьям, а затем отпустили их, и князь был убит.
После того, как Игорь был убит, древлянский князь Мал отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Ответом на это предложение всем известная месть Ольги: она убила сначала послов древлян (их живыми закопали в землю или сожгли в бане), затем в результате похода на древлянские земли сожгла их столицу Искоростень, истребила часть жителей, остальных обложила тяжёлой данью.
Во время своего правления Ольга проявила себя как крупный государственный деятель. Архаичная система полюдья при ней была заменена фиксированными размерами дани (уроками), которые собирались в административных центрах (погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси.
Ольгу считают первой христианкой на Руси: в 957 году её в Царьграде крестил патриарх. Однако при ней христианство не стало государственной религией. Кроме того, Ольга прекратила внешние походы, поскольку они стоили больших людских потерь.
Сын Игоря и Ольги- Святослав, который начал княжить с 962 года, - вошёл в историю как князь-воитель. Во-первых, в 964-965 гг. он нанёс решающий удар Хазарскому каганату, разгромив главные города каганата и захватив его столицу. После этого на Таманском полуострове из русских поселений было образовано Тмутараканское княжество, а освобождённые из под власти каганата волжско-камские болгары сформировали своё государство - первое государственное образование народов Среднего Поволжья.
Военные успехи Руси вызвали беспокойство у византийцев, которые решили использовать воинственного князя в своих интересах на Балканах: ему было предложено разгромить дунайских булгар, с которыми греки сами справиться не могли. Святослав выполнил эту задачу, однако сам решил закрепиться на Балканах. Греки, возмущённые таким поведением, направили на Киев печенегов. Это тюркский кочевой народ, который первоначально кочевал между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешёл Волгу и занял Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. Святослав вынужден был вернуться в Киев, где разгромил печенегов. Затем он вновь направился на Балканы, но затяжная война закончилась поражением русского войска. В 971 г. Святославу пришлось заключить мирный договор: его войско получало возможность вернуться на родину, а Византия получила обещание Руси не совершать нападений. При возвращении Святослава подстерегли печенеги и убили его. (печенежский предводитель Куря- чашу- из черепа - пил на пирах- воинская доблесть переходила к нему).
Ещё при жизни Святослав отдал Киев старшему сыну Ярополку, древлянские земли - второму сыну Олегу, Новгород- Владимиру. Именно последний в 980 году одержал победу в междоусобицах между братьями, начавшихся после смерти отца. За время усобиц княжеская власть расшаталась и Владимир начал своё правление с войн с вятичами и радимичами. Владимир попытался навести порядок и на границах Руси: в 981 году он начал войну с поляками, в результате которой захватил города Червень, Перемышль, земли ятвягов (древнее литовское племя). Он продолжил и борьбу с печенегами- начал строительство системы крепостей, что позволило остановить натиск кочевников. Однако самой значимой акцией Владимира стало знаменитое крещение Руси.
В последние годы правления Владимира вновь обострились междуусобицы. Княживший в Новгороде сын Владимира Ярослав отказался повиноваться отцу. Владимир собрался в поход, но заболел и умер (1015). Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба за киевский престол между Ярославом, который опирался на варяжских наёмников и Святополком, использовавшим войска польского короля. Борьба завершилась победой Ярослава, которому удалось сесть в Киеве (1019). Святополк бежал. (его летопись обвиняет в смерти младших братьев Бориса и Глеба- первых русских святых, но- скандинавские источники- Ярослав-но он победил- ему в угоду летопись). В дальнейшем Ярослав попытался подчинить себе владения брата Мстислава, Тмутараканского князя. Лишь после смерти брата Ярослав в 1036 г. стал единовластным правителем Древней Руси. Правление Ярослава Мудрого- время расцвета Руси. Ярослав сумел наладить отношения с Литвой, Польшей, Швецией, Византией. Повышению международного престижа Руси способствовали и династические браки дочерей Ярослава с французским, венгерским и норвежским королём. В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше не ходили на Русь, однако их сменили новые кочевники- половцы.
При Ярославе Мудром значительную роль с обществе стала играть церковь- только в Киеве к концу его правления было построено около 400 храмов, в том числе и знаменитый Софийский собор, Печёрский монастырь. В 1039 году по указанию Ярослава и вопреки константинопольскому патриарху на общем собрании русских епископов митрополитом Руси был избран священник Иларион.
Немало внимания Ярослав уделял строительству городов (Ярославль, Юрьев), открытию школ, развитию грамотности. При нём были созданы первые библиотеки, получила признание и поддержку переводческая деятельность.
-3-
Однако больше всего Владимира прославило великое событие, произошедшее в русской истории именно в его правление- крещение Руси. В знаменитой легенде, изложенной в ПВЛ, утверждается, что Владимир после тщательного отбора религии для Руси, отверг ислам и иудаизм и предпочёл христианство в его византийском, будущем православном варианте. Решению Владимира принять христианство поспособствовало и ещё одно обстоятельство: византийский император Василий 2 пообещал Владимиру выдать за него замуж свою сестру Анну в обмен на военную помощь. Такой брак резко возвысил бы международный престиж Русского государства. Однако, после того как Владимир исполнил свои обязательства, византийский император не поспешил выполнить своё обещание. Тогда Владимир захватил центр византийских владений в Крыму- Херсонес и добился своего, женившись на Анне. Теперь Владимир мог не опасаться того, что, крестив Русь он окажется в зависимости от Византии, поэтому он и решился на этот шаг.
Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства:
1. язычество, господствовавшее в Х в. среди большинства населения Руси, приводило к изоляции Руси от христианских стран Европы, препятствовало развитию международных связей и торговли;
2. отсутствие единой идеологии создавало препятствия для укрепления и стабилизации феодального строя, становления отношений господства-подчинения, оправдания социального неравенства;
3. монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.
Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год, когда Владимир приказал уничтожить языческих идолов и крестить киевлян в реке Днепр. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу, даже среди крещёных преобладало двоеверие. Процесс христианизации затянулся на столетия и часто был насильственным: «Мечом и огнём Русь крещена была».
Тем не менее христианизация Руси имела огромное значение:
1. существенно изменилось международное положение Руси: она встала в один ряд с крупнейшими европейскими державами, упрочила свои экономические, политические, культурные (кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы грекам русскими мастерам) династические связи с ними;
2. ускорилась консолидация древнерусской народности;
3. возросла социальная дифференциация древнерусского общества, ускорилось формирование господствующего слоя, княжеских и боярских вотчин, крупного церковного и монастырского землевладения;
4. принятие христианства способствовало распространению на Руси письменности, появлению школ, библиотек, первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, иконописи и фресковой живописи;
5. укрепилась моногамная семья, были устранены варварские языческие обычаи (сжигание на кострах жён, слуг на похоронах мужей, господ).
-4-
Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является достаточно спорным. Для анализа этой проблемы в нашем распоряжении имеются следующие источники:
1. древнейший свод законов -Русская Правда, объединяющая древнейшую Краткую Правду, Пространную (вторая половина 12 в.) и Сокращённую. Краткая Правда подразделяется на Правду Ярослава (ок. 1016), Правду Ярославичей (вторая половина 11 в.) и дополнительные статьи.
2. договоры Олега (911) и Игоря (944) с Византией.
3. ПВЛ.
Анализ этих источников позволяет сделать следующие выводы:
1. Хотя в Древнерусском государстве ещё существовали пережитки родоплеменного строя, например, кровная месть, они постепенно ограничиваются и ликвидируются совсем: так, если в Правде Ярослава ещё допускается кровная месть, то в Правде Ярославичей она уже запрещена и заменена вирой- денежным штрафом за убийство;
2. древнерусская община- вервь- уже не была родовой, она обладала определённой территорией, в ней выделились отдельные экономически самостоятельные семьи. В то же время РП регламентирует преимущественно противоречия между вервью и княжеским (боярским) хозяйством; сама вервь жила по законам обычного права;
3. РП отразила сложившуюся социальную структуру древнерусского общества. В нём выделялись следующие категории населения:
n смерды- подними большинство исследователей понимало крестьян-общинников. Однако РП, говоря об общинниках, использует термин «люди». (убийство людина- штраф- 40 гривен; убийство смерда-5). Современные авторы сходятся в том, что смерды зависели от князя и представляли собой ограниченную, хотя и довольной широкую социальную группу. Вероятно, смерды- это несвободные или полусвободные княжеские данники, которые сидели на земле и несли повинности в пользу князя;
n холопы- полностью бесправные рабы, основным источником которых был плен;
n челядь- одни авторы считают челядью всё население, работавшее в княжеской вотчине и зависимого от князя; другие- приравнивают челядь к рабам;
n закупы- разорившиеся общинники, которые пошли в долговую кабалу к князю или его дружиннику и стали работать на него, взяв у него ссуду (купу);
n рядовичи- зависимые люди, заключившие с князем договор (ряд);
n изгои- люди, порвавшие с общиной, вышедшие из неё. Есть предположение, что возможно изгоями называли и рабов, отпущенных на волю.
Что касается времени возникновения феодального землевладения, то некоторые авторы относят его появление к 9-10 вв., но большинство полагает, что в 10 в. существовали лишь отдельные княжеские сёла, хозяйство которых носило более скотоводческий характер, а уже во второй половине 11- первой половине 12 века образуется феодальная вотчина.
Отсутствие феодального землевладения, значительная роль рабского труда и преобладание среди производителей свободных общинников привело некоторых исследователей к выводу, что Древнерусское государство не было феодальным, а сочетало в себе несколько социально-экономических укладов. Однако большинство исследователей считают Древнерусское государство раннефеодальным, поскольку именно феодальный уклад в нём развивался, а другие сходили на нет.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе элементы новой, феодальной и старой, первобытнообщинной формации. Во главе государства стоял киевский наследственный князь, которому подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, верховным судьёй, военным предводителем, получателем дани. Опорой князя была дружина Святослав- малолетний- с копьём начинал бой), наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие совет, «думу» князя стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть и своя дружина. Однако наряду с дружинами существовали народные ополчения- «вои», т.е. пережиток родоплеменного строя- всеобщее вооружение народа- ещё сохранялся.
Княжеская власть была ограничена не только дружиной, но элементами народного самоуправления- вече- народное собрание действовало на Руси в 9-11 вв. и позднее. Народные старейшины «старцы градские» участвовали в княжеской думе, и без их согласия было трудно принять какое-то решение. Постепенно роль вече падала, нов ряде городов, и прежде всего в Новгороде, оно долго сохраняло сильные позиции.
Таким образом, в Древнерусском государстве наиболее влиятельными политическими силами были княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство) и народное вече.
-5-
На рубеже 11-12 вв. единое Древнерусское государство распалось на несколько отдельных княжеств и земель. Начинается период феодальной раздробленности, которому предшествовали острые междукняжеские усобицы.
Ещё Ярослав Мудрый, предвидя раздробленность, пытался преодолеть её предпосылки. Он разделил русскую землю между тремя старшими сыновьями, создав так называемый триумвират Ярославичей. На первых порах эта мера оказалась действенной, но с 1073 года вспыхнули усобицы между Ярославичами, в которых участвовали и внуки Ярослава. В 1097 году в Любече на княжеском съезде князья признали, что усобицы выгодны только половцам, и решили быть едиными в борьбе с внешними врагами. Однако они установили совершенно новый принцип организации власти на Руси: «Каждо да держить отчину свою». Это означало, что русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных вотчин, которыми владели наследники княжеского дома. В этом же году начался новый виток междуусобиц, которые были приостановлены во время княжения Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132).
Однако центробежные силы оказались непреодолимыми и феодальная раздробленность наступила. Русь распалась первоначально на 15, а позднее на 50 княжеств. Наиболее крупными из них были - Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля.
В качестве причин ФР можно выделить следующие:
1. принцип наследования владений великого князя- наследники получали не комплекс вотчин, а только право на налог с них. Это, во-первых, не давало гарантий, что наследник станет великим князем; во-вторых, порождало стремление князей получить лучшие земли, с которых можно было получать высокий налог;
2. отсутствие прочных экономических связей, обусловленное натуральным характером хозяйства;
3. рост противоречий между боярами и великим князем, связанный с развитием боярского землевладения, усилением экономической мощи и самостоятельности бояр;
4. наличие остатков родоплеменной обособленности в сознании славян;
5. рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;
6. утрата Киевом своего былого значения в связи появлением новых торговых путей и ослаблением княжества борьбой с кочевниками.
Феодальная раздробленность- естественный этап в развитии феодализма. Произошёл не распад Древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть его постепенно становилась чисто формальной. Положительное значение феодальной раздробленности в том, что она способствовала выделению и развитию новых центров, укреплению феодальных отношений. Негативные черты раздробленности- в том, что крушение единства ослабляло Русь перед внешней опасностью.
-6-
Во второй половине 12-начале 13 веков в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии обитали многочисленные монгольские племена- кочевники-скотоводы, у которых в это время начинается разложение родоплеменного строя и формирование военизированного государства. Нехватка пастбищ приводила к борьбе за новые пастбища, к захвату земель соседних племён. В 1190 г. на съезде монгольской знати победу одержал Темучин, который позднее был провозглашён Чингисханом. Он укрепил издавна существовавшую военную организацию монголов, объединил монголов в единое государство, провозгласив своей целью установление мирового господства.
К 1211 г. Ч. захватил часть Сибири, позднее- северную часть Китая, Среднюю Азию, Северный Иран и дошёл до границ Южной Руси. В начале 1223 г. половецкие ханы обратились за помощью к галицкому князю Мстиславу Удалому за помощью в борьбе с монголами. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 года на реке Калке в Приазовье и закончилась сокрушительным поражением русско-половецких сил.
После смерти Чингисхана монголо-татары вторгаются в Закавказье, захватив Азербайджан, Грузию и Армению. Одновременно внук Чингисхана, Бату или Батый в 1236 году начинает походы на Русские земли. Разгромив Волжскую Булгарию, Батый захватывает Рязань, Москву, Коломну, Владимир и др. 4 марта 1338 года монголо-татары у р. Сить разгромили рать владимирского князя Юрия Всеволодовича, сам князь погиб, а вся Ростово-Суздальская земля разорена. Захватив Торжок, монголы пошли на юг, но не дойдя до него 100 вёрст, повернули на юг. На обратном пути они семь недель осаждали небольшой городок Козельск, овладев им ценой огромных потерь, они назвали его «злым городом» и стёрли с лица земли.
В 1239 году Батый начал новый поход на русскую землю- захватил и сжег Муром, Гороховец, разгромил Киев, Владимир Волынский и в 1241 году вторгся в Польшу, Венгрию, Молдавию, а в 1242 году дошёл до Хорватии и Далмации. Однако, у его войска, ослабленного сопротивлением Руси, не хватило сил продолжать завоевания, и в 1242 году Батый вернулся в Поволжье. Европа была спасена растерзанной Русью.
Причины поражения: феодальная раздробленность (с оговорками); использование монголами новейшей, прежде всего, китайской техники; высокий военный потенциал империи Чингисхана; прекрасная организация и подготовка монгольского войска; численное превосходство монголов.
Последствия: резкое сокращение населения страны; уничтожение городов (49 из 74); прерван процесс формирования феодального землевладения, развития производительных сил; пострадали международные торговые связи Руси; уничтожены многие культурные ценности.
Первыми ппытались воспользоваться ослаблением Руси шведы- в июле 1240 г. в Неву вошёл шведский флот, который дойдя до устья р. Ижоры, высадился на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославович, который узнал о передвижении шведов от разведки. Он действовал быстро и решительно- 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска, а пешая рать новгородцев ударила во фланг. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение: сохранялись берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада; устранялась угроза с Севера; первая победа со времён нашествия Батыя.
Но вскоре на северо-западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы, которые захватили Изборск, Псков, построили крепость в Копорье, преградили Руси путь к морю. Александр Невский отбил у немцев Копорье, Псков, но в конце марта 1242 года получил известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена. 5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, которое снова закончилось блестящей победой Александра и имело важное историческое значение (остановлена экспансия ордена на Восток, подорвано господство немцев в Прибалтике, укреплён моральный дух, самосознание народа).