Исторические этапы развития естествознания

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. научные революции. картины мира

Лекция 2

 

 

Под естествознанием понимается совокупность наук о явлениях и законах природы. Естествознание служит одним из существенных показателей уровня развития цивилизации и связано с религией, философией, этикой и т.д.

Современное естествознание рассматривает основные концепции в области астрономии, физики, химии, биологии, других наук и философию развития естественных наук; изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека.

Аристотель называл философов, занимающихся изучением природы, «физиками» (др. греч. «фюзис» означает происхождение. Отсюда и связь всего естествознания с физикой, как основой наших знаний о природе.

Истоками становления естествознания считаются:

1) Натурфилософия Древней Греции (VI-IV в.в. до н.э.) как синкретическая наука –, давшая одно первоначало, из которого все возникло и все состоит; геоцентрическую систему мира (Аристотель и Птолемей), которую сменила в XV в. гелиоцентрическая система мира Н. Коперника и которая породила саму наука на основе аристотелевского научного стиля мышления, дающего рациональное понимание окружающего мира.

2) Язык математики, на котором заговорило естествознание в XV-XVII вв.; исследование природы становилось аналитическим, возникла плеяда исследователей-путешественников, мореплавателей, астрономов, алхимиков, накопился большой экспериментальный материал. «Отец» естествознания Леонардо да Винчи закладывает фундамент экспериментального естествознания. Н. Коперник, создает гелиоцентрическую систему мира. Г. Галилей, доказывает несостоятельность возражений против движения Земли, и формулирует принцип инерции и принцип относительности и утверждает девиз: «Книга природы написана на языке математики».

Р. Декарт – создает «картезианское учение» – закладывает основы механического понимания природы и направления развития физики.

И. Ньютон обосновывает физико – математическое понимание природы (три основных закона движения и закон всемирного тяготения), ставшие фундаментом формирования классического естествознания. С XVII в. изучение природы началось с применением экспериментально-математических методов.

Но, исследования духа (учения о боге) главенствовали над исследованиями материи. Мировые религии (христианство и ислам) объясняли происхождение природы в форме креационизма – учения о сотворении природы богом. Схоластика – христианское вероучение рассматривало занятие естествознанием - как пустое дело: широкое распространение получили псевдонауки: астрология, алхимия, магия, кабалистика, а естественнонаучные знания оставались как-бы побочным продуктом.

3) Идея эволюционного развития явлений природы (XVIII в. – XIX в.); естествознание обогащается созданием универсальных теорий и законов: периодический закон и система химических элементов, теория строения органических соединений, законы термодинамики, развитие химической кинетики.

4) Эйнштейновская модель понимания природы (конец XIX в. – середина XX в) - естествознание становится неклассическим (интегрально-дифференциальным), что означает отказ от ньютоновского понимания природы или отказ от здравого смысла становится первичным, а эксперимент – вторичным в объяснении явлений природы. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в четырехмерный пространственно-временной континуум, субатомные явления одновременно проявляют себя и как частицы, и как волны.

5) Информациологическая или постнеклассическая модель познания природы с глобальной математизацией науки (со второй половины XX в.). Фундаментальными принципами стали, космизм, экологизм, антропный принцип, холизм и гуманизм, ориентирующие науку - на полезность для общества и каждого человека. Техногенная цивилизация вступила в новую социально-экономическую формацию с образованием т.н. информационно-сотового общества. Информация, информационные ресурсы и технологии, СМИ, локальные, глобальные, космические информационные сети подняли науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень, просто несравнимый с тем, что обеспечивали в прошлом физика и другие науки вместе взятые.

В науке все больше применяются методы системной динамики, синергетики, теории игр, программно-целевого управления для прогноза развития сложных природных процессов, открытых сложных систем, таких как биосфера, социосфера.

В естествознании XX в. применяется математическое моделирование для описания явлений и природных процессов, естественные науки считаются «точными науками».

Но для гуманитарного мышления математика часто затрудняет восприятие смысла, что означает, - не все сводится к математике. Научная интуиция и гениальные догадки в процессе познания не формализуются, т.е. «логики открытий» не существует.

Американский физик Исидор Раби (1898-1988) подметил: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени».

Современное единство науки скрепляется логической обусловленностью и органической взаимосвязью абстрактного и конкретного, материального и духовного, внутреннего и внешнего, единичного и всеобщего, теоретического и прикладного.

Для современного естествознания стал актуальным вопрос: что сложнее, человек, созданный Вселенной или сама Вселенная? XXI в. дальнейший прогресс науки будет определять учение В. И. Вернадского о ноосфере.