Правотворческие.
Главы государств имеют право принимать нормативно-правовые акты, в том числе относительно организации и функционирования органов публичной администрации. Тем не менее, в странах с парламентской и смешанной формой государственного правления такие акты должны быть контрассигнованы (одобрены и подписаны) соответствующим представителем правительства. Например, статья 58 Основного Закона ФРГ предусматривает, что для вступления в силу приказов и распоряжений Президента Республики необходима их контрасигнация Федеральным Канцлером или соответствующим федеральным министром. Однако во многих странах часть актов глав государств не требует дополнительного одобрения. В частности, в Польше не контрассигнуют решения президента о создании правительства и назначении его главы, о созыве заседаний правительства и принятия его отставки.
Кажется очевидным, что акты главы государства имеют значительно больший вес для органов публичной администрации в президентских республиках.
В итоге отметим, что влияние главы государства на органы публичной власти является очень существенным. В президентских республиках они юридически, а во многих странах со смешанной формой государственного правления – фактически возглавляют систему этих органов.
3. Правительства: состав, полномочия и организация деятельности.
Правительства наряду с главами государств находятся на вершине системы органов публичной администрации. В правовой доктрине разных стран их называют высшим органом исполнительной власти либо центральным органом общей компетенции. Самыми распространенными названиями правительств являются: Совет Министров, Кабинет Министров, Кабинет, Правительство (в переводе с соответствующего языка).
В состав правительства входят:
- глава правительства (в президентских республиках им является глава государства);
- заместитель или заместители главы правительства (имеются не везде);
- министры, возглавляющие отдельные министерства (департаменты);
- министры без портфеля;
- руководители других центральных органов публичной администрации общенациональной компетенции (обычно, это является скорее исключением, чем правилом; например – в Республике Польша, ст.147 Конституции предусматривает возможность включение с состав Совета Министров руководителей комитетов).
В зарубежных странах не существует общего стандарта относительно количественного состава членов правительства. Например, в Швейцарии Федеральное правительство насчитывает 7 человек, а в Швеции – 22. Во многих странах существует конституционное ограничение количественного состава правительства. В частности, в Бельгии Совет Министров не может превышать 15 человек. Интересно этот вопрос решен в Государстве Израиль, параграф 33 закона о Правительстве устанавливает верхнюю и нижнюю границу количественного состава правительства: вместе с Премьер-министром правительство не должно превышать 18 и быть меньше 8 человек.
С учетом коллегиальности принятия решений правительством, большая численность их состава может усложнить этот процесс. Поэтому логичным является уменьшение (до разумных пределов) число участников правительственных коллегий и заседаний.
В отличие от количественного состава правительства, во всех странах можно наблюдать «классический» перечень руководителей министерств, которые обязательно входят в его состав. Это министры: внутренних дел, иностранных дел, обороны, финансов и юстиции.
Основным действующим лицом, формальным и неформальным центром правительства является его глава. Чаще всего он называется премьер-министром, хотя встречаются названия – председатель правительства и канцлер. Стоит напомнить, что в президентских республиках правительства возглавляет президент.
Важность этой должности, не смотря на отсутствие чрезвычайных полномочий, определяется следующим:
- первоочередностью назначения на эту должность относительно других членов правительства;
-состав правительства определяет его глава, а участие парламента и главы государства в этом процессе часто носит формальный характер;
- отставка главы правительства в большинстве случаев ведет к отставке правительства в целом;
- в связи с тем, что глава правительства обычно является и лидером политической партии, которая имеет большинство в парламенте, он имеет возможность зачительно влиять не только на правительство, но и на парламент.
Правительства являются органами общей компетенции, которые имеют чрезвычайно широкие границы. Например, в Польше к основными направлениями деятельности правительства относятся:
- обеспечение исполнения законов;
- руководство и контроль за работой всех органов государственной администрации;
- разработка бюджета и финансовых планов государства;
- разработка законов и осуществление законодательной инициативы;
- принятие исполнительных распоряжений;
- осуществление надзора за территориальным самоуправлением;
- поддержание отношений и заключение международных договоров с правительствами других стран и международными организациями.
Правительства принимают свои решения на заседаниях, на которых, по общему правилу, должны присутствовать большинство их состава. С учетом сложности коллегиального способа принятия решений, во многих странах существует практика предварительного рассмотрения вопросов в более узких (профильных) межминистерских органах. После такого рассмотрения на заседание правительства фактически выносят предварительно отработанный и согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами проект правительственного акта (документа). Например, в Великой Британии такими органами являются комитеты Кабинета двух видов: постоянные и создаваемые при возникновении острой политической проблемы. В ФРГ такие органы называют правительственные комитеты, при этом председателем каждого из них является канцлер. Главным правительственным комитетом в Германии считается Федеральный совет по вопросам безопасности, в состав которой входят канцлер и «силовые» министры.
Правительственные комитеты создают для координации работы членов правительства, согласования и подготовки вопросов для рассмотрения на заседании правительства, устранения расхождения в позициях членов правительства относительно проектов правительственных решений, уменьшения нагрузки на правительство путем делегирования им права предварительного рассмотрения вопросов. В результате деятельность этих комитетов позволяет более качественно подготавливать различные решения правительства.
Обеспечение работы правительств возлагается на специально созданные при них аппараты. В разных странах они имеют различное название: в Великой Британии – Секретариат Кабинета, в ФРГ – ведомство Федерального канцлера. Во Франции с ее двойным центром публичной администрации важную роль в обеспечении работы правительства играют: служба Елисейского дворца, созданная при президенте и служба Матиньона, созданная при премьер-министре.