Нетрадиционные уроки. Характеристика и отличительные признаки

Обучение обучение

Традиционное Развивающее


 

 

Примерный перечень нестандартных уроков:

- уроки «погружения»;

- уроки деловые или ролевые игры;

- уроки пресс-конференции и конференции;

- уроки-семинары;

- уроки-экскурсии;

- уроки соревнования и конкурсы;

- театрализованные уроки;

- уроки консультации и зачеты;

- компьютерные уроки;

- уроки с групповыми формами работы;

- уроки взаимообучения учащихся;

- уроки творчества и фантазии;

- уроки-аукционы;

- уроки, которые ведут учащиеся;

- уроки сомнений и поиска истины;

- уроки творческие отчеты;

- уроки-формулы;

- бинарные уроки;

- уроки обобщения;

- уроки-игры: «Суд»; «Следствие, ведут знатоки»; «Поле чудес»; «КВН»;

- уроки-парадоксы;

- уроки-концерты;

- уроки диалоги и полилоги;

- интегральные уроки;

- межпредметные уроки;

- уроки круговой тренировки и др.

Какие инновационные формы организации обучения используются в учебных учреждениях?

Неудовлетворенность качеством знаний и низкой успеваемостью учащихся иные учителя связывают с тем, что уроки в их нынешнем виде якобы устарели и сковывают методические возможности активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Мнение, конечно, спорное. Ведь многие передовые учителя и с помощью уроков добиваются достаточно хорошей успеваемости.

Тем не менее, стремление работников школы и деятелей педагогики к обновлению урочных занятий и обучения вообще заслуживает всяческой поддержки. В периодической печати и научно-педагогических изданиях появляется немало публикаций о тех или иных творческих поисках в этом направлении. Укажем на некоторые из них. К числу инновационных относятся так называемые интегрированные уроки, которые проводятся одновременно по двум-трем учебным предметам: по языку и литературе, по физике, химии и математике и др. Например, в физике и химии есть учебная тема, посвященная стеклу, есть и стихи М.В.Ломоносова на эту тему. В отдельных школах указанная тема становится предметом изучения на интегрированном уроке по литературе, физике и химии. Учитель литературы знакомит учащихся со стихотворением М.В.Ломоносова, физик – с физическими свойствами и применением стекла, химик – с химическими процессами производства этого вещества.

Получают распространение уроки-состязания, уроки-конкурсы, на которых учащиеся соревнуются в умении решать задачи по математике. Проводятся уроки-викторины по определению победителей в знании истории, географии и других предметов. Иногда на уроках применяются игровые методики. В одном классе при проведении обобщающего урока по теме «Причастия» учащиеся разделились на две команды. Они подбирали антонимы к причастиям, пословицы, поговорки, математические правила с причастиями и т.д. Игра заканчивалась определением лучшей команды.

Иногда на уроках практикуются мини-дискуссии по вопросам, которые ставятся учителем или самими учащимися.

Цель и специфика уроков-семинаров состоят в том, чтобы активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и научной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению своих знаний по изучаемому материалу. Например, можно провести урок-семинар при изучении по белорусской литературе романа И.Мележа «Люди на болоте». Для этого учитель заранее определяет тему семинара, дает учащимся вопросы для обсуждения, а также указывает литературу для самостоятельной работы. После этого проводится семинар.Учителю следует поощрять нестандартные суждения,оригинальные мысли, новые подходы к осмыслению изучаемой темы.

Подобные уроки, будучи хорошо подготовленными, обогащают знания учащихся, развивают способность к самостоятельному мышлению, содействуют выработке взглядов и убеждений.

Свою специфику имеют и уроки-конференции. Если семинары призваны расширять и углублять знания учащихся по отдельным темам учебной программы, то уроки-конференции посвящаются обсуждению тех существенных вопросов, которые нередко вызывают разноречивые суждения. Следовательно, их назначение состоит в том, чтобы в процессе обсуждения, а иногда и дискуссий более глубоко осмыслить эти вопросы и прийти к более верному мнению.

Например, сейчас появилось немало различных точек зрения по проблемам начала и хода Великой Отечественной войны. Возникает ряд вопросов. Какие причины обусловили начало войны и чем объясняются неудачи нашей армии на ее начальном этапе? Какие просчеты и ошибки допускали руководство страны и армейское командование в ведении военных действий? Какую точку зрения по этим вопросам нужно считать обоснованной и верной и какая искажает историческую правду? Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, сопоставляют различные мнения, и каждый из них вырабатывает свое суждение. Это и служит основанием для обсуждения, дискуссий, расширения и углубления знаний.