Перспективы формирования и развития информационного общества в России.

Общие положения и подходы к формированию национальной информационной стратегии. Любая стратегия должна включать в себя следующее.

1. Четкое определение цели.

2. Представление об окружающей среде.

3. Четкое представление об имеющихся ресурсах.

4. Возможные приемы и способы достижения поставленной цели в заданных условиях окружающей среды при наличии определенных ресурсов.

Важнейшая задача – определение национальных интересов России в информационной сфере, прежде всего с учетом цикла «потребность – интерес – цели реализации интереса - ресурсы – эффективный способ достижения цели».

 

Необходимо учитывать особенности регионального развития в условиях глобализации: развиваются главным образом глобальные кластеры (типа мегаполисов: Франкфурт, Нью-Йорк, Москва, Санкт-Петербург и др.) в которых сосредотачивается капитал, трудовые ресурсы, власть и др., но не вся территория стран равномерно. Поэтому необходимы существенные коррективы и в региональной политике.

Цель национальной информационной стратегии

Трансформации современного общества, вызванные глубоким проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, во многом есть объективный процесс, не зависящий от проводимой государством политики. Происходящие процессы трансформации столь фундаментальны, что несут серьезную угрозу всем, кто не воспринял новых условий. Причем темпы преобразований столь высоки, что, не учтя характера изменений сегодня, завтра догнать уже не будет времени и сил.

Сегодня России необходимо, наконец, определиться с собственной стратегией формирования и развития информационного общества, в котором определить условия и основные принципы его формирования, а также принципы вхождения России в глобальное информационное общество.

В этой ситуации в качестве базовой цели стратегии видится сохранение целостности и государственного суверенитета, а также обеспечение условий развития Российской Федерации как субъекта международного права в новых условиях глобализирующегося мира и формирования планетарного информационного общества.

К сожалению, говорить сегодня о возможности завоевания лидирующих позиций в новом миропорядке не приходится. Так, в частности, эксперты РЭНД считают, что в ближайшие 10-20 лет от России может исходить одна из наиболее серьезных угроз безопасности миру, связанная с деградацией государственности и превращения ее в «несостоявшееся государство».

Эксперты считают, что экономическое, политическое и социальное развитие России так же как ее интеграция в мировое информационное пространство будет сильно зависеть от степени ее участия в информационной революции. По их мнению, сегодня российское руководство стремится продвигать разработку информационных технологий в России, но оно серьезно ограничено в ресурсах. Кроме того, существует значительное противодействие внедрению информационных технологий, обусловленное политическими целями и опасением за безопасность национального информационного пространства.

Также отмечается, что, несмотря на то, что в России принята специальная федеральная программа «Электронная России» темпы ее реализации не позволяют говорить о том, что разрыв, отделяющий Россию от всего остального мира, будет преодолен в ближайшее десятилетие.

Сегодня Россия находится далеко позади не только ведущих стран Запада, но и многих стран Азии. Так, во многих исследованиях РЭНД Россия даже не была идентифицирована как видимый игрок на рынке разработки высокотехнологичных продуктов и услуг.

Более того, в 2001 году по ряду экспертных оценок Россия была помещена на 42-ую позицию из 60 стран по их оценке готовности к развитию электронной коммерции - позади Перу и Египта.

Долгосрочные возможности развития и внедрения информационных технологий в России, по оценкам экспертов РЭНД, также являются весьма проблематичными. За последние годы в России резко сократилось число высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Большое количество специалистов уехали на Запад. В этой связи остро встала проблема «утечки мозгов». Начиная с середины 80-х годов XX века хронически недофинансируются фундаментальные исследования. Сегодня Россия практически не имеет задела для будущего развития высокотехнологичной промышленности и вынуждена полностью ориентироваться на импорт информационных технологий.

Продолжающиеся конфликты на Северном Кавказе, нестабильность политической ситуации в России, высокий уровень коррумпированности госчиновников, большая доля теневой экономики России и ее значительный уровень криминализации, заставляет говорить о возможности деградации российского государства и его скатывание в разряд несостоявшихся государств.

Такие оценки предполагают, что Россия рискует оказаться на дне «цифровой пропасти» вместе с большинством африканских стран и стран Латинской Америки. Вместе с тем подобное положение России сегодня вызывает серьезную озабоченность западных экспертов. По их мнению, столь большая страна, какой является Россия, обладающая ядерным оружием, находясь на дне «цифровой пропасти», представляет одну из наиболее серьезных угроз стабильности в мире в ближайшие 10-20 лет.

К сожалению, приходится согласиться со многими выводами американских экспертов. Однако, все еще существует возможность использовать новый виток технологической революции с целью выхода России из затянувшегося кризиса.

В последнее время рядом зарубежных аналитических центров проводятся исследования по изучению динамики развития инновационных отраслей мировой экономики с целью прогнозирования и выявления тех направлений развития, которые в ближайшем будущем способны привести к взрывному росту мировой экономики, что будет способствовать ее выходу из затяжного кризиса.

Область информационных технологий продолжит свое развитие, однако основные усилия будут сосредоточены в узкоспециализированных областях: повышение защищенности и безопасности информационных систем, борьба с несанкционированными почтовыми рассылками (спамом), развитие средств и методов хранения информации и др. Однако качественно новых достижений, эквивалентных появлению Интернет или персональных компьютеров, в этой области уже не ожидается.

Наряду с такой оценкой потенциала информационных технологий эксперты подчеркивают, что среди множества инновационных направлений сегодня наиболее перспективными являются четыре: биотехнологии, массовые распределенные сетевые вычисления, нанотехнологии и энергетические технологии. Каждая из этих отраслей науки, по мнению специалистов, сегодня достигла такого уровня развития и накопления знаний, что качественный скачек в их развитии и получение принципиально новых результатов прогнозируется уже в ближайшие годы.

Во всех перечисленных перспективных отраслях Россия имеет сегодня значительный потенциал, который может быть использован для достижения поставленных целей экономического развития страны.

Исторический период реализации национальной информационной стратегии целесообразно определить в 15-20 лет. Такая длительность позволяет учитывать динамику социальных, культурных, технологических и финансово-экономических процессов в обществе.

Опираясь на целый ряд футуристических прогнозов (в том числе и на приведенный выше прогноз экспертов РЭНД), в рассматриваемый период ситуация в России и в мире буде характеризоваться следующими изменениями.
В политической сфере.

1. Продолжится перенос общественно-политической деятельности в глобальную Сеть. Появятся новые сетевые политические образования, и даже партии. Возможно появление транснациональных политических объединений на основе сети, которые будут оказывать влияние на деятельность сразу нескольких государственных структур. Основной политической силой становится не иерархическая партия, а негосударственное сетевое общественное объединение.

2. Атомизация межличностных отношений, продолжающийся рост и развитие горизонтальных связей в еще большей степени возвысит потенциал «общественного мнения», как мерила эффективности деятельности госаппарата.

3. Продолжится рост и развитие электронных средств массовой информации. Политические кампании буду приобретать все больше виртуальности, побеждать на выборах станет не личность, а виртуальный образ политика, сформированного СМИ.

4. Оппозиционная деятельность правительству также сосредоточится на использовании Интернет. Важнейшей транснациональной оппозиционной силой останется движение антиглобализма.

5. Продолжится углубление кризиса государственного и финансово-экономического управления страной, базирующегося на принципах и подходах индустриальной эпохи и не воспринимающей нововведения эпохи информационной.

6. Сохранение, а в отдельных случаях и углубление «цифрового неравенства»среди регионов страны.

В социальной сфере.

1. Сохранится социальное неравенство в обществе. При этом само общество претерпит глубокую кластерную (классовую) трансформацию: исчезнут некоторые прежние профессии и появятся новые, соответственно, новые профессиональные союзы и классы. Наиболее массовым по численности будет кластер наемных рабочих и корпоративных служащих – среда, наиболее восприимчивая к изменениям в обществе.

2. Продолжится снижение инновационного потенциала населения страныв следствие изменения демографической карты населения России, вызванного общим старением населения, снижением рождаемости, снижением продолжительности жизни, низким уровнем жизни в большинстве, так называемых, дотационных регионов страны, неконтролируемыми миграционными процессами из стран Средней Азии и Китая.

В финансово-экономической сфере.

1. Продолжится стремительная трансформация экономики под влиянием новых маркетинговых концепций «сетевой торговли».

2. Ключевую роль займут электронные средства платежей, как на уровне юридических, так и физических лиц.

3. Усилится давление на Россию на международной арене со стороны международных финансово-экономических структур и транснациональных корпораций после вступления в ВТО.

4. Произойдет закрепление, а в отдельных сегментах установится и доминирование иностранного капитала в российской ИТ-отрасли.

В промышленной сфере.

1. Сохраниться ориентация на развитие сборочного производства на территории России на заводах зарубежных кампаний.

2. Ключевые для становления информационного общества отрасли высокотехнологичной промышленности в России в обозримом будущем восстановлены не будут. Сохраниться зависимость от поставок зарубежного оборудования и технологий.

3. Общий невысокий уровень развития информационной инфраструктуры в стране и ее неравномерное развитие по регионам.

В сфере науки и образования.

1. Утрата контроля над процессами развития инфокоммуникаций – отсутствие собственных значимых конкурентоспособных отраслей ИТ–промышленности и невозможность их воссоздания на отечественной базе, 15-летний провал в области фундаментального знания в области информационных технологий, ориентация на зарубежные нормативные документы и стандарты в области ИТ.

2. Будет усиливаться ориентация системы высшего и среднегообразования на удовлетворение наиболее значимых потребностей общества в подготовке среднего и низшего звена специалистов. Высшее звено руководителей промышленных и финансовых компаний будет проходить подготовку за рубежом.

В сфере безопасности.

1. Продолжиться сращивание национальной и зарубежной преступности в транснациональные преступные синдикаты.

2. В сферу интересов преступности попадет новая «цифровая» экономика.Увеличится число противоправных действий с использованием информационных технологий и против объектов информационной инфраструктуры.

3. Экстремистские действия приобретут характер кибер-терористических. Произойдет слияние преступных хакерских сообществ с террористическими организациями. Возможно появление высоко-законспирированного преступного сетевого сообщества, аналога «Аль-Каиды», но ориентированного на экстремистскую деятельность в глобальной сети.

 

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что происходящие сегодня изменения в обществе весьма серьезны, они несут в себе мощный трансформационный потенциал, способный существенно преобразить ландшафт нового мира: изменения коснуться всех без исключения сфер жизни и деятельности человека.

Сегодня необходимо внимательно изучать происходящие изменения и вырабатывать собственное мнение по их полезности для общества. Нет ничего хуже, чем бежать за лидерами и слепо копировать их действия, не учитывая при этом национальной специфики. (Тем более, что мы имеем перед собой результаты ряда таких «подражательных» проектов: это и попытки копировать вычислительные комплексы ИБМ в нашей Единой серии ЭВМ, и попытка создания собственного космического челнока (кстати, американцы с неохотой, но все же вынуждены констатировать правильность нашего решения об использовании ракет-носителей). Да и сам проект «демократии», скопированный у нас в ходе «перестройки» показал свою несостоятельность. )

Сегодня нет никаких оснований снова повторять исторические ошибки. Нам не следует создавать стратегии вхождения в глобальное информационное общество, нам следует создавать собственную Национальную информационную стратегию, в которой четко определить параметры вхождения в глобальное общество, выгодные России.
В условиях глобализации необходима скорейшая и кардинальная реформа системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Новая система должна быть способной адекватно отвечать на угрозы нового времени. Более того, сегодня в основу обеспечения национальной безопасности государства должна быть положена его информационная политика, определяющая национальные интересы и приоритеты в информационной сфере. Его внешняя и внутренняя политика должна строиться, базируясь на информационной политике государства. Достижение и удержание информационного превосходства, позволяющего доминировать в ситуации, должно стать основой международной деятельности всех государственных структур РФ.

Особое место в строительстве новой политической и государственной системы российского общества в информационную эпоху должны занимать вопросы, связанные со стандартизацией взаимодействия. Стремясь сохранить национальную самоидентичность и ментальные особенности русского народа, отраженные в системе подготовки научных и инженерных кадров, не следует однозначно воспринимать в качестве государственных стандартов те, которые создавались другим народом, с иным восприятием ценностей и подходом к решению стоящих задач.

В целом следует отметить, что во многом процессы глобализации объективны, и вызваны уровнем научно-технического прогресса, отказаться от многих достижений сегодня уже просто невозможно. Следует признать, что США и другие развитые страны одними из первых осознали преимущества, которые дает глобализация, и попытались выстроить модель нового глобального общества под собственные во многом эгоистические интересы. Однако уязвимость этой идеи очевидна – устойчивое глобальное общество может быть построено только на основе сетевой, а не иерархической, структуры, в которой каждый узел будет равноправен в своих отношениях. За время, истекшее с начала агрессии против Ирака, США уже поплатились за свои амбиции, восстановив против себя более половины человечества. В этих условиях одной из насущных проблем становится выработка новых идей дальнейшего позитивного развития глобального общества и в этом вопросе Россия может и должна сыграть свою объединительную роль.