Основные факторы, способствующие возникновению угроз национальной безопасности России в информационной сфере

Анализ ситуации в информационной сфере (по взглядам экспертов).

 

В последние годы в рамках инициативы «Информационная революция» программы стратегических оценок Национального совета по разведке США аналитической корпорацией РЭНД был проведен ряд международных научных конференций и семинаров, в ходе которых изучалось и оценивалось мнение ведущих экспертов по проблеме трансформации общества под воздействием информационной революции.
Результатыпроделанной работы были обобщены экспертами РЭНД в отчете «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия» («The global course of the information revolution: recurring themes and regional variations», MR-1680-NIC), опубликованном летом 2003 года.

Исследование РЭНД является заключительным этапом в многолетней программе работ, направленной на изучение феномена глобализации и информационной революции, движущих сил развития современного общества, анализ конфликтного потенциала и выявление потенциальных угроз национальной безопасности США в ближайшие 10-20 лет.

Основная цель проведенного исследования – выявить характер воздействия информационных технологий и информационной революции на экономическую, финансовую, политическую, культурную, социальную и иные сферы жизнедеятельности современного общества, а также дать прогноз развития ситуации на ближайшие 10-20 лет.

В исследовании отмечается, что сегодня прогресс в информационных технологиях уже затронул большинство сфер бизнеса, государственной и общественной деятельности практических во всех регионах мира. Информационные технологии и связанная с ними информационная революция, превратились в один из наиболее значимых факторов, способствующих динамичной трансформации общества, его переходу от общества постиндустриального к обществу информационному. Стремясь наиболее полно использовать преимущества, которые несет с собой информационная революция, американские аналитики пытаются прогнозировать развитие информационных технологий, как на краткосрочную, так и среднесрочную перспективу.

Результаты анализа позволили выявить ряд характерных особенностей развития информационных технологий и влияния информационной революции, причем ряд особенностей характерен большинству регионов мира, а некоторые из них специфичны для отдельных регионов планеты.

Так, среди особенностей, характерных большинству регионов мира, стремящихся использовать достижения информационной революции, эксперты РЭНД отмечают следующее:

1. Разработка новых технологий будет непрерывно стимулировать информационную революцию.

2. Информационная революция породит новые бизнес-модели, которые существенно трансформируют деловой и финансовый мир

3. Информационная революция существенно затронет механизмы управления обществом и создает новых политических игроков.

4. Информационная революция останется многоликой, и будет формироваться социальными и культурными ценностями.

5. Сохранится многофакторная форма и характеристика национального подхода к восприятию информационной революции.

 

Кроме того, эксперты РЭНД прогнозируют следующее основные тенденции развития геополитической обстановки в мире.

1. В ближайшие 10-20 лет США останутся в авангарде информационной революции.

2. Информационная революция в Европе будет развиваться медленнее и несколько иным путем, отличным от ее развития в США и Канаде.

3. В ближайшие 10-20 лет ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона продолжат стремительное развитие и масштабное использование информационных технологий.

4. Геополитические тенденции, которым содействует информационная революция, могут обозначить новые вызовы национальной безопасности Соединенным Штатам и другим развитым странам мира.

 

Поскольку темпы перечисленных технологических революций возрастают, а их синергетическое воздействие увеличивается, растет и понимание последствий их воздействия на общество будущего. Эксперты РЭНД констатируют, что в ходе указанных технологических революций сохранится неравенство отдельных наций и регионов планеты, более того ускорение темпом технологической революции приведет к углублению неравенства и как следствие – к небывалому росту напряженности во всем мире.

2. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации

Основной угрозой информационной безопасности для Российской Федерации являются планы ряда стран Запада и, прежде всего, США использовать свое превосходство над Россией, полученное в результате интеллектуального отрыва в организации и технологиях ведения информационной борьбы в едином глобальном информационном пространстве.

В настоящее время в США активизировано проведение работ, направленных на реализацию национальной информационной стратегии. Цель проводимых работ – обеспечить подавляющее информационное превосходство путем навязывания информации, побуждающей высшее военно-политическое руководство других стран принимать выгодные для США решения.

Ключевыми элементами в деле достижения целей национальной информационной стратегии является управление восприятием целевой аудитории и формирование «общественного мнения» путем манипулирования информацией. Основная форма достижения поставленных целей – ненасильственные действия и инициирование «бархатных» революций.

Цели национальной политики США будут достигаться путем ведения стратегического информационного противоборства с использованием атакующего информационного оружия. В качестве такового в последнее время все чаще рассматриваются не аппаратно-программные средства воздействия на информационные системы и информационный ресурс противника, а средства и методы манипулирования информацией.

Анализ работ по данной тематике.В зарубежной прессе в последние годы резко возросло число работ по средствам и методам манипулирования сознанием (в частности, по методам нейролингвистического программирования, гипноза и другим методам суггестивного воздействия), исследованиям психологии личности и др. Появился ряд новых понятий, например – «реальная виртуальность», когда освещение некоторого события в прессе приобретает большую важность, чем само это событие.

В ходе ряда научных исследований по таким программам как «МК-Ультра», «Артишок» и др., проведенных еще в 60-70 годах, объективно установлено, что наиболее перспективными методами ведения информационной войны являются именно методы воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Реализация подобных методов на государственном уровне требует пересмотра ключевых подходов к проведению внешней и внутренней политики государства в информационную эпоху.

Основными силами, задействованными в стратегическом информационном противоборстве будут небольшие группы высококлассных политтехнологов, спичрайтеров и имиджмейкеров, подготавливающих и обыгрывающих заданный сценарий. Работа таких специалистов сегодня называется «связями с общественностью» (public relation, PR). Примером такой группы является группа специалистов, освещавшая конфликт в Югославии, во главе с Джимми Шеа. Именно в Югославии был в полном объеме апробирован весь цикл мероприятий по стратегическому информационному противоборству: от дискредитации политического руководства перед началом конфликта, до выгодного освещения событий в ходе вооруженной агрессии.

Необходимость достижения подавляющего информационного превосходства над противником и совершенствования существующей в США системы проведения информационных и психологических операций была доказана после детального анализа американскими военными экспертами результатов операций против Югославии, Афганистана и Ирака. В ходе этих компаний американские военные еще раз убедились в огромном потенциале средств манипулирования информацией.

 

 

Стремительное развитие информационного общества значительно увеличивает влияние информационной сферы на национальную безопасность страны. Переход информации в разряд одного из важнейших ресурсов человечества, ведет к росту числа и интенсивности конфликтов в информационной сфере, направленных на завоевание и удержание господства над этим новым ресурсом. Среди прочих факторов угроз национальной безопасности России в информационной сфере наиболее значимыми в ближайшие годы будут следующие.

1. Продолжающийся неконтролируемый рост масштабов глобальных информационных сетей. Уже сегодня ситуация в глобальных информационных сетях во многом вышла из под контроля ее создателей. Ежемесячно в Сети появляются новые средства массовой информации, сайты различных радикальных группировок и др.

2. В последнее время информационное пространство все активнее используется террористамидля координации своей деятельности, организации связи и привлечения финансирования. Осознавая потенциал, которым обладают новые информационные технологии, ряд международных террористических организаций в последнее время пытается устанавливать связи с глобальными сетевыми сообществами хакеров. Террористами ведется работа по возможному их привлечению в будущем для планирования и проведения террористических актов. Доказано, что террористы Аль-Каеды координировали свою деятельность именно путем использования глобальных сетей. Установление рабочих контактов между террористами и хакерами грозит резким скачком в технологическом развитии террористов, что может привести к тому, что террористы приобретут способность проведения масштабных терактов в информационной сфере уже в ближайшие годы.

3. Появление принципиально новых средств и способов доведения информационно-пропагандистских материалов до аудиториипри ведении информационно-психологических операций. За последние годы стали широко использоваться такие новые медийные средства как спутниковое телевидение и радио, цифровое телевидение, электронная почта, средства виртуальной реальности и др. В армии США с октября 2001 года действует специализированный Центр стратегического влияния, в задачу которого входит координация действий по проведению стратегических психологических операций, в том числе с использованием новых средств массовой информации.

4. За последние годы резко возросло количество средств специального программно-математического воздействия на ресурсы информационных систем,при этом сами эти средства с развитием глобальных сетей стали широко доступны, что ведет к росту числа хакерских атак на информационные системы министерства обороны и федеральных органов власти. Во много раз увеличилось количество компьютерных вирусов, существующая антивирусная промышленность уже не в полной мере справляется с возросшей нагрузкой.

5. Продолжается рост числа систем спутниковой связи и совершенствование их технических характеристик. За последние годы резко возросло число операторов спутниковой связи. Сегодня спутниковые каналы связи – неотъемлемая часть реализации новой военной доктрины США по проекции силы. При этом ряд официальных документов США закрепляет приоритет этой страны в космосе. Россия же до настоящего времени не может в полном объеме восполнить орбитальную группировку спутников связи и глобального позиционирования, что существенно сказывается на оперативности доведения приказов и распоряжений, а низкий срок службы космических аппаратов на орбите делает российскую связь малопригодной для использования в чрезвычайных условиях.

6. Развиваются научно-исследовательские программы по созданию технических средств манипулирования сознанием. По заявлению ряда информационных агентств, в последние годы получен ряд положительных результатов по созданию технических средств дистанционного управления животными (включая и человека), что в ближайшей перспективе грозит появлением нового класса угроз, связанных со скрытым воздействием на подсознание высшего военного и политического руководства страны.

7. Снижается квалификационный потенциал выпускников российских ВУЗов по специальностям, связанным с информационными технологиями. По мнению ряда специалистов в последние годы наблюдается снижение уровня подготовки специалистов в области информационных технологий, а также их массовый выезд за рубеж. Такая ситуация грозит тем, что в ближайшие годы Россия лишиться необходимого интеллектуального потенциала без которого невозможна разработка и внедрение новых информационных технологий в систему обороны страны.