Изменить модель мира – это значит изменить множество правил, на которых она базируется.

Информационно–психологические опасности

Способы информационно–психологического воздействия на человека известны с глубокой древности, но они всегда держались в глубоком секрете. В наше время многие психотехники получили широкую гласность, что позволяет увидеть возможные воздействия, зная определённые приёмы и алгоритм их реализации.

Любое воздействие извне может содержать: факты, правила,вопросы. В зависимости от состояния системы эти факты, правила, вопросы (цели) представляют собой либо целенаправленное воздействие (идет процесс обучения: как держать ложку, как произносить звук «ом» и т.п.), либо хаос (полученные факты делают известную ранее теорию неверной, или на вход поступило правило, противоречащее имеющемуся), либо являются невидимыми (мимо пролетела летающая тарелка, которой в модели восприятия мира системы в принципе быть не может, поэтому система её не видит).

Вполне возможно, что особенности той или иной системы полностью определяются соотношением в ней и для нее во входных данных целенаправленного, хаотического и невидимого воздействия.

Теперь представим себе пациента, который пришел на прием к психотерапевту. Причина в том, что что–то у этого пациента в его понимании или поведении не так как у всех. Чтобы выяснить, что именно не так, необходимо знать правила, которыми данный пациент руководствуется.

Как узнать эти правила?

С помощью вопросов.

Как изменить его модель мира, если она нуждается в изменении?

Изменить правила – это значит либо скорректировать имеющиеся, либо навязать новые.

Скорректировать правило – это значит разрушить его на отдельные или взаимосвязанные факты и вопросы, а затем собрать заново, но уже несколько в ином составе.

Навязать правило – это значит упорно подавать его на вход системы, типа навязчивой рекламы: «Пейте дети молоко – будете здоровы».

При этом надо помнить, что просто так взять и навязать новое правило можно только тогда, когда это правило как–то связано со всем остальным знанием пациента и, по крайней мере, не противоречит ему. В противном случае оно может быть либо невидимо, либо неприемлемо.

Таким образом, просматриваются два направления изменения модели мира:

– грубое навязывание «правильных» правил;

– целенаправленная корректировка существующих.

Корректировка существующего правила предполагает следующие два этапа:

– разрушение «мешающих» правил. Это желательно сделать еще и для увеличения «строительного материала»;

– создание правила из имеющегося в распоряжении системы материала.

Для того, чтобы разрушить имеющееся правило, на вход системы должны быть поданы факты и вопросы, противоречащие этому правилу. При этом истинность их не важна, если, конечно, пациент не способен осуществить проверку.

Подобные факты разрушают существующую модель мира, являя собой образец хаотического воздействия, – количество фактов и вопросов возрастает, число правил сокращается.

После того, как модель претерпит значительное разрушение, наступает время формирования из обломков новых правил. Это достигается благодаря подаче на вход системы определенным образом скомпонованных вопросов и правил.

Таким образом, придуманные факты разрушают старые правила, заданные вопросы создают новые. Изложенный выше подход изменения модели мира называют принципом корректировки правил.

В условиях, когда вопросы и факты, составляющие целенаправленное информационное воздействие на перепрограммирование системы, поступают в нее с потоком любых других вопросов, фактов и правил, можно говорить о скрытом целенаправленном информационном воздействии.

Подобного рода воздействия называют суггестивным шумом.

Каждая информационная система постоянно живет в потоке суггестивного шума. И даже если этот входной поток один и тот же для всех, то все равно для каждой системы он индивидуален и неповторим, потому что каждая система воспринимает его, исходя из собственных возможностей по осмыслению и собственной структуры знания. Любая система, даже не осознавая этого, постоянно занята криптоанализом, выделяя из входного потока понятные только ей события и расшифровывая таким образом окружающий мир.

У каждой информационной самообучающейся системы есть своя криптограмма, свой индивидуальный криптографический ключ, составляющий сущность системы, и свой результат, представляющий собой индивидуальный и неповторимый мир.

Рассмотрим более подробно перепрограммирование информационных систем потоком входных данных. Различные религиозные учения изложенный выше принцип, принцип корректировки правил, использовали для распространения своих теорий или, говоря современным языком, для информационной иоздействия.

Начнем с одного из древнейших учений – учение Будды. При этом не будем вдаваться в сущность самого учения, а остановимся исключительно на технологии его распространении.

Исследователи буддизма, как правило, среди причин популярности учения отмечают его доступность простому народу (язык), направленность на жизнь простых людей, гуманизм, открытость для представителей любых каст. Однако все названное более относится к самому учению, а подобных учений в то время было немало, и не объясняет почему учение находило для себя носителей среди стольких поколений людей.

Чтобы любое знание способно было уцелеть в веках, для него должна быть создана соответствующая ему структура из его носителей. Именно этим путем и шло учение Будды. Вернувшись к людям и занявшись пропагандистской деятельностью, он столкнулся с полным неприятием – один против всех. Места для него не было, окружающий мир и ученики уже были поделены философами. Наличие учеников – это наличие определенной структуры, определенной «жизненной силы» того или иного знания.

Для того, чтобы внести в мир новое знание, требуется внести в мир носителей этого знания. Осознав это, Будда подается в ученики к аскету Касьяпе, у которого в то время было более шестисот последователей. Начинается кропотливая корректировка модели мира аскета Касьяпы. Столкнулись две модели, и одна из них поглотила другую, включив структуру ее носителей в себя. После того, как Касьяпа принял истинность учения Будды, за ним потянулись и все его ученики.

Теперь Будда уже был не один. Структура, элементами которой стали обращенные ученики, получила возможность наращивать «кожу» в виде различных уточнений классического буддизма, доработок, обоснований.

Основатель Христианства пробыл на земле очень короткое время, но сделал очень и очень много. Из всех известных человечеству учителей уроки Иисуса были самыми эффективными.

Как проводились уроки лучше всего демонстрируется Новым заветом.

1. Входные данные, рассказывающие об одном и том же явлении, поступают из различных источников (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна и др.), т.е. их всегда можно сопоставить. При этом выяснится, что они совпадают чуть ли не до слова. С точки зрения современного информационного аналитика все сделано чрезвычайно грамотно.

2. Осуществляется обязательная предварительная подготовка общественного мнения перед любой серьезной информационной атакой:

– «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн. Гл. 1);

– «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лука. Гл.10).

3. Входные данные, которыми Иисус корректирует модель мира окружающих его, включают:

– факты–чудеса, подтвержденные различными источниками, которые более всего способствуют разрушению предшествующих информационных моделей:

«Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лука. Гл.5);

«...Но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лука. Гл. 8).

«Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

И ели и насытились все: и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лука. Гл. 9);

– вопросы (цели), заставляющие думать о житие:

«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»;

– готовые правила о том, как надо себя вести, для тех, кто сам не додумается:

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лука. Гл. 6).

4. В речь Иисуса периодически вкраплены явные угрозы, направленные на сомневающихся:

«А кто отвергнет Меня перед человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет худое слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (Лука. Гл.12);

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете» (Лука. Гл. 13).