ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДР ДЛЯ ДОБЫЧИ ГОРЮЧИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОДЗЕМНЫХ ПРЕСНЫХ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ДЛЯ ДОБЫЧИ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Потребление воды на технические нужды растет по мере развития цивилизации.

Водный кодекс Российской Федерации СЗ РФ, 1995,№ 47, ст.4471 под водами понимает всю воду, находящуюся в водных объектах. Водные объекты, в свою очередь, - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водный кодекс РФ, как подчеркивается в его Преамбуле, регулирует отношения по поводу вод, а в ст.5 устанавливается, что водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Вода, добытая из водного объекта, уже не является водным ресурсом, становится имуществом. Поэтому любые отношения по использованию воды, извлеченной из водных объектов, регулируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ.

Объекты водных отношений включают поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, а также подземные водные объекты или их части. Поверхностные и подземные водные объекты могут полностью находиться на территории РФ, либо располагаться на территории двух и более государств. В последнем случае такие водные объекты носят название трансграничных (пограничных) и их правовой режим устанавливается не только Водным кодексом РФ, но и законодательством РФ о государственной границе и международными договорами Российской Федерации. Основным международным правовым актом, регулирующим такие отношения, является Международная Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992г.

Подземные водные объекты, согласно ст. 17 ВК РФ, - это сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним относятся: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод - выход поземных вод на суше или под водой.

 

Специальное и особое водопользование не допускается без получения лицензии на водопользование. Основанием возникновения правоотношений специального водопользования является - лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом. Для возникновения права особого водопользования требуется - решение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации, лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом. Право водопользования возникает с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.

Лицензия на водопользование - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на указанных в ней условиях на платной основе. Лицензия на водопользование (распорядительная лицензия), согласно ст.49 Водного кодекса РФ, должна содержать:

сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования;

указания на способы и цели использования водного объекта, пространственные границы (координаты) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости места забора (сброса) воды;

сведения о лимитах водопользования;

сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

сроки действия лицензии;

требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Лицензия на водопользование должна содержать лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени. Лимиты устанавливаются для субъекта Федерации в целом, по бассейнам рек и для отдельных водопользователей. Лимиты водопользования устанавливаются для обеспечения рационального и безопасного водопользования.

После выдачи водопользователю лицензии на право пользования водным объектом или его частью должен заключаться договор пользования водным объектом. Сторонами договора специального или особого пользования водным объектом являются водопользователь и орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен водный объект, либо органы исполнительной власти двух (нескольких) субъектов РФ, если водный объект расположен на территории более чем одного субъекта Федерации. Договор пользования водным объектом должен соответствовать требованиям и условиям, содержащимся в лицензии на водопользование. В случае противоречия договора условиям лицензии на водопользование договор пользования водным объектом признается недействительным.

Существенными условиями договора пользования водным объектом являются условия:

предусмотренные в лицензии на водопользование;

определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;

устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;

определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.

Договор пользования водным объектом может содержать и иные, помимо существенных, условия, не противоречащие водному и гражданскому законодательству, по соглашению сторон. Договор, не соответствующий требованиям водного законодательства, является недействительным.

Водный кодекс РФ неоднозначно разрешает вопрос о правовом регулировании использования подземных вод. С одной стороны, сопоставление ст.ст.1 и 3 ВК РФ дает основание полагать, что указанные отношения регулируются водным законодательством. С другой, согласно ст.5 Водного кодекса РФ отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ. Приведенная норма, хотя и ставит на первое место горное законодательство (законодательство о недрах), не указывает при этом на добычу подземных вод, относя такие отношения, вероятно, исключительно к предмету водного права. В противоречии с приведенными нормами находится Преамбула ФЗ РФ “О недрах”, гласящая, что указанный закон регулирует отношения, в частности, и по использованию подземных вод. Статья 7 ВК РФ под подземным водным объектом понимает не только соответствующие подземные воды, но также и вмещающие их горные породы. А это, по существу, не что иное, как горный отвод - геометризованный участок недр. Подземные воды находятся в недрах, поэтому их использование невозможно без учета норм горного права. Имея лишь разрешение (лицензию) на добычу подземных вод, водопользователь не вправе осуществлять такой вид деятельности, поскольку при этом используются ресурсы недр и, следовательно, необходим отвод участка недр (горный отвод) в соответствии с горным законодательством. Следовательно, порядок геологического изучения и добычи подземных вод (питьевых, минеральных и других) регулируется горным законодательством с учетом требований водного законодательства.

Прогнозные оценки ресурсов подземных вод России составляют более 300 км /год. Однако на территории страны они распределены неравномерно. Основная их часть -

о

около 230 км /год сосредоточена в четырех экономических районах: Западно-Сибирском, Дальневосточном, Восточно-Сибирском и Северном (95, 60, 40, 35 км3/год соответственно). Для хозяйственно-питьевого, производственно-технического водоснабжения и орошения земель учтено около 3700 разведанных месторождений подземных вод. Эксплуатационные запасы разведанных месторождений составляют около

3 3

30 км /год, из них для промышленного освоения - около 20 км (данные на 2001 г).

Общераспространенные полезные ископаемые- это полезные ископаемые, применяемые, в основном, в строительстве и сельском хозяйстве:

Гравийно-песчаная смесь

Песок

Строительный камень

Кирпично-черепичное сырье

Гипс и ангидрит

Облицовочные камни

Керамзитовое сырье

Пильный камень

Карбонатное сырье для обжига на известь

Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья (статья 18. ФЗ РФ “О недрах”).

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 19. ФЗ РФ “О недрах”).

Собственникам земельных участков, претендующим на добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах собственных земельных участков с целью последующей их реализации, предоставляется право пользования участком недр без проведения конкурса, аукциона.

Землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, претендующим на добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах земельных участков, с целью последующей их реализации, предоставляется право пользования на конкурсной (аукционной) основе.

Добыча общераспространенных полезных ископаемых для строительства и ремонта линейных объектов, а также при ведении работ на водных объектах

1. Предоставление участков недр в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых для строительства и ремонта линейных объектов (транспортной инфраструктуры, линий электропередач, трубопроводов, гидротехнических сооружений, мостовых переходов и пр.) осуществляется без проведения конкурса, аукциона и только после проведения государственной экспертизы их запасов.

2. Подсчет запасов общераспространенных полезных ископаемых по таким участкам недр может производиться по упрощенной схеме на основе результатов инженерно-геологических изысканий, в соответствии с объемами, предусмотренными проектами работ.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых осуществляется Министерством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Добыча общераспространенных полезных ископаемых при строительстве и ремонте линейных объектов осуществляется на основании утвержденного технического проекта работ.

3. Пользование общераспространенными полезными ископаемыми, извлекаемыми при ведении работ на водных объектах, осуществляется в соответствии с техническим проектом и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

 

 

Россия считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиск, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. Первый нефтяной фонтан был получен в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани. Россия занимает второе место в мире по запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии. Перспективные и прогнозные запасы нефти в России оцениваются в 62.7 млрд. тонн. Нефтяные месторождения открыты на территориях 36 из 89 субъектов Российской Федерации, в 30 из них ведется добыча углеводородного сырья. К настоящему времени в России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, из которых, однако около 900 нефтяных месторождений по различным причинам не осваивается. Около 85 процентов из них находятся в Западной Сибири. Большая часть остальных месторождений приходится на Урало-Поволжье и Европейском Севере России. В России выделяются три крупные группы районов, которые соответствуют начальной, средней и поздней стадиям освоения сырьевой базы. На начальной стадии освоения находятся месторождения Восточной Сибири, Дальнего Востока (за исключением острова Сахалин), а также шельфы российских морей. Средняя стадия освоения характерна для месторождений Западной Сибири, а также частично Европейского Севера (Тимано-Печорский регион). На поздней стадии освоения находятся “ старые” добывающие районы Урало-Поволжья, Северного Кавказа и острова Сахалин.

Добыча нефти и газа, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах, требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по освоению нефтегазоносных месторождений приводят, как правило, к существенным нарушениям естественных связей окружающей природной среды. Эти факторы обусловливают необходимость осуществления государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа являются, как правило, монополистами в своей области деятельности, поэтому государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Одной из стратегических задач государственного регулирования работ по добыче нефти и газа является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путем создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования.

Нормативным актом, регулирующим отношения по формированию фонда разведанных месторождений газа, его добыче, транспортировке, хранению и поставкам является федеральный закон РФ “О газоснабжении в Российской Федерации”. В соответствии с ним к объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Месторождение газа признается объектом федерального значения Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположено месторождение.

Для обеспечения энергетической безопасности России путем создания резерва газовых месторождений, часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых отнесена на последующий период, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа. Этот фонд формируется из числа открытых разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы. В соответствии с требованиями ФЗ РФ “О недрах” организация, открывшая месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, получает право, на основании решения Правительства РФ, на разработку этого месторождения без проведения конкурса (аукциона). Если же открытое месторождение включается в федеральный фонд резервных месторождений, организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации.

Иные месторождения газа федерального значения, не включенные в федеральный фонд, могут передаваться в эксплуатацию по результатам конкурсов или аукционов. Без их проведения месторождение газа федерального значения может быть передано в эксплуатацию по решению Правительства РФ организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации - собственнику Единой системы газоснабжения либо организации - собственнику региональной системы газоснабжения.

Организации, которой месторождение нефти или газа передано в эксплуатацию, предоставляется лицензия в порядке, установленном горным законодательством и иными нормативными актами горного права. До начала разработки месторождения нефти и газа недропользователь обязан получить в органах Госгортехнадзора горный отвод.

В целях создания благоприятных экономических условий для поиска, разведки и освоения месторождений нефти и газа осуществляется государственное регулирование ценовой политики в сфере нефте- газодобычи. Организациям, осваивающим месторождения нефти и газа в отдаленных, труднодоступных районах и районах с особо сложными условиями добычи, предоставляются налоговые льготы, они могут освобождаться от платежей за пользование недрами, получать скидки с таких платежей.

Организации, осуществляющие добычу нефти из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 1 января 1999 г., за исключением новых скважин, находящихся в ожидании освоения после бурения, освобождаются от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Освобождение от платежей в федеральный бюджет предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. № 1213. Кроме этого, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано принимать решения об освобождении перечисленных организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в отношении нефти, добытой из бездействующих скважин. На нефть и стабилизированный газовый конденсат, добываемые из бездействующих скважин, устанавливается нулевая ставка акциза.

В августе 2004 года масштабным законом №122-ФЗ были внесены поправки в закон «О недрах». В марте 2005 года МПР России утвердило нормативный документ, регламентирующий порядок рассмотрения «геологических» заявок. Главным направлением нового проекта явился переход от командно-административной формы взаимоотношений между недропользователями и органами исполнительной власти в процессе недропользования к гражданско-правовой. Предложенный МПР России проект решает проблему перехода на гражданско-правовые отношения, детально освещает механизм предоставления участков недр в пользование, существенно уточняет и регламентирует предоставление права пользования первооткрывателю месторождения, осуществляющему поиск за счет собственных средств, прямого переоформления лицензии с головной компании на дочернюю и наоборот, продление прав пользования недр для геологического изучения и ряд других насущных вопросов процесса изучения и освоения недр.

В соответствии с последней редакцией закона «О недрах» право пользования участками недр для целей геологического изучения возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации и МПР России. Решение принимается открытым голосованием.

«Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр» утвержден приказом №61 МПР России от 15 марта 2005 года. Согласно этому документу, рассмотрение заявок предусматривается только в отношении тех участков, которые вошли в утвержденный МПР России перечень объектов лицензирования.

На проведенных аукционах в ХМАО на ряд участков, которые предлагались для совмещенного пользования (изучение, разведку и добычу), оказалось очень много заявителей, в результате чего лицензии на них были проданы с большим превышением над стартовой ценой. Исходя из этого опыта, из перечня объектов, предлагаемых для геологического изучения, исключены те участки, на которые заведомо будет несколько заявителей. Чтобы не затягивать процесс лицензирования таких привлекательных участков, решено сразу включать их в список для проведения аукционов.

В случае если все документы заявителя будут соответствовать предъявляемым требованиям и претендент будет единственным заявителем на конкретный участок недр, ему будет предоставлена лицензия. Однако если на тот или иной участок недр поступит две и более заявок, объект будет выставлен на аукцион, победитель которого получит право совмещенного пользования недрами — геологического изучения, разведки и добычи.

Ранее, до принятия поправок к закону «О недрах», если от недропользователей поступало несколько заявок, то в учет принималось наиболее привлекательное инвестиционное предложение от претендентов и на основании этого выносилось решение о выдаче прав на геологическое изучение тому или иному недропользователю. Основным изъяном такой системы было то, что она была недостаточно прозрачной, не исключала необъективности при выборе недропользователя и возможной коррупции. Новый порядок не только повысил прозрачность, но и позволил увеличить доходы федерального бюджета (за счет участков, «уходящих» на аукцион).

Требования к претендентам:

В соответствии с утвержденным МПР России порядком рассмотрения заявок на геологическое изучение заявка подается недропользователями не позднее чем через 60 дней с момента официального опубликования в СМИ. В ней должны быть указаны данные о финансовых возможностях недропользователя. Для этого заявитель предоставляет копию бухгалтерского баланса за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа. Если недропользователь намеревается использовать для работы на участке привлеченные средства — то договоры займа, кредита, банковскую гарантию. Кроме того, в заявке должны быть даны сведения о технических и технологических возможностях компании или других организаций, которые недропользователь намеревается привлекать в качестве подрядчиков.

Заявитель дает предложения по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту полезных ископаемых.

При получении лицензии на геологическое изучение недропользователь платит только сбор за выдачу лицензии, который идет в федеральный бюджет. Однако в лицензионном соглашении прописываются ежегодные регулярные платежи за право геологического изучения недр. Согласно закону «О недрах» такая плата может составлять от 120 до 360 рублей за 1 км2. Как правило, при установлении суммы регулярных платежей Роснедра определяют за первый год изучения участка минимальную ставку в размере 120 рублей. В последующие годы плата постепенно увеличивается.

Если недропользователь в течение 5 лет не успевает завершить геологическое изучение, то законом «О недрах» предусмотрено, что в случае выполнения условий лицензионного соглашения право пользования недрами с целью завершения работ по геологическому изучению может быть продлено. При этом недропользователю устанавливаются регулярные платежи, как правило, по максимальной ставке.

Недропользователь обладает правом в первый же год, если он начал вести работы по интерпретации имевшихся ранее данных и пришел к выводу, что часть участка бесперспективна, отказаться от него.

Законом «О недрах» не предусмотрено ограничение по площади выдаваемых на геологическое изучение лицензий, но в богатых углеводородами районах — ХМАО, ЯН АО, НАО — в перечень не вошли объекты площадью более 1,5 тыс. км2. Это сделано для того, чтобы недропользователь более тщательно изучал предоставленный ему участок. В слабо изученных или менее перспективных районах (например, в Камчатской области или на суше Сахалина) Федеральное агентство по недропользованию согласилось с предложением территориальных органов о включении во второй перечень участков с площадью до 2,5 тыс. км2. Таким образом, недропользователь сначала может провести региональные работы, после чего, вероятно, от части территории откажется как от бесперспективной.

В лицензионном соглашении прописываются минимальные сроки и объемы работ по геофизическому исследованию, поисковому бурению с той целью, чтобы контролирующие службы могли проверить работу недропользователя. Если компания с момента получения лицензии длительное время не приступает к геологическому изучению участка без объективных оснований, то Федеральное агентство по недропользованию может поставить вопрос о досрочном прекращении прав пользования недрами.

Сейчас не существует препятствий для иностранных компаний, которые собираются подавать заявки на участие в геологическом изучении российских недр. Исключение составляют лишь участки, по которым Генштабом Военных Сил России сделаны определенные ограничения.